Ответ. Хвала Аллаху, между этим хадисом и словами Всевышнего нет никаких противоречий. Дело в том, что подтверждающий предлог " би", использованный в данном аяте, указывает на причинность, ведь именно праведные дела станут причиной того, что человек окажется в раю. а без них это будет невозможно, ведь следствие существует только в силу существования причины.
Что же касается хадиса, то в нём отрицается, что предлог "би" является показателем оценки, поскольку даже если раб Аллаха проживёт до скончания веков и всё это время он будет поститься днём, молиться по ночам и не совершит ни единого греха, то и тогда все его дела не уравновесят собой и одной сотой части наименьшей из числа явных и тайных милостей, оказанных ему Аллахом, но как же в таком случае они могут послужить платой за вход в рай?
«Господь мой, прости и помилуй, (ведь) Ты - лучший из милостивых! [302]»
Верующие, 118.
Вопрос 129. Что является указанием на обязательность веры в предопределённость в целом?
|
|
Ответ: Аллах Всевышний сказал:
«А веление Аллаха предопределено [303]».
Сонмы, 38
«...чтобы Аллах свершил дело решенное...».
Добыча, 42
«А веление Аллаха будет выполнено (непременно)».
Сонмы, 37.
«Любое бедствие поражает лишь по соизволению Аллаха, а сердце того, кто верует в Аллаха, Он направит на правильный путь.»
Взаимный обман, 11
«A то, что постигло вас, когда встретились две рати [304] (, случилось) с дозволения Аллаха...».
Семейство Имрана, 166.
Аллах Всевышний также сказал:
«... и порадуй терпеливых, которые говорят, когда их постигает несчастье; "Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся". На таких (нисходят) благословения Господа их и милость, и это они следуют правильным путём».
Корова, 155-157
Примером могут служить и другие аяты.
А в хадисе о вопросах Джибрила сообщается, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«...и чтобы верил ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».
Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Насаи (часть длинного хадиса).
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а то, что обошло тебя стороной, не могло случиться с тобой».
Абу Дауд. Ибн Маджа, Ахмад.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«...а если постигнет тебя что-либо, не говори: "Если бы сделал я то-то и то-то, это не постигло бы меня! ", - но говори: "Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал"»
Муслим
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Всё предопределено, в том числе неспособность и сообразительность»
Муслим, Ахмад, Малик.
Примером могут служить и другие хадисы.