Полномочия данных органов указаны в ст. 24-27 ВК РФ и в «Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов» утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. N 282

Правовой режим земель данной категории определяется ст. 102 ЗК РФ, ВК РФ от 3.06.2006 г. N 74.

Правовой режим тесно связан с характером эксплуатации самих водных объектов, как правило, комплексным и многопользовательским. Основная часть земель данной категории используется неопределенным числом субъектов и для различных целей. Специфической особенностью правового режима земель водного фонда является то, что их основным хозяйственным назначением является обслуживание деятельности вод.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и др. особенностей подразделяются на:

- поверхностные водные объекты. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, к ним относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

- подземные водные объекты. К ним относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

В соответствии с ВК РФ (ст. 8) водные объекты находятся в собственности РФ, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу и находятся соответственно в собственности данных субъектов.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами.

Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах

1.1.

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов является частью государственного регулирования водными ресурсами.

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов подразделяется на общее и специальное.

Общее управление осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, специальное управление осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ - Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

Полномочия данных органов указаны в ст. 24-27 ВК РФ и в «Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов» утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. N 282.

Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей (Верхнеобский).

Основные функции государственного управления водным фондом:

-планирование рационального использования водных объектов – ст. 32-35ВК РФ, «Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. N 883;

- ведение государственного мониторинга водных объектов – ст. 30 ВК РФ, государственного водного реестра – ст. 31 ВК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.04.2007г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра";

- осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов – ст. 36 ВК РФ, «Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 г. N 801.

2.

Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Основными принципами водопользования являются:

- экологическая безопасность использования водоемов;

- приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;

- нормирование воздействия на водные объекты, которое достигается нормированием предельно допустимых антропогенных нагрузок на водный объект;

- экономическое регулирование использования водных объектов, включающее установление платы за пользование водными объектами;

- свобода хозяйственной деятельности при использовании водных объектов;

- строгое целевое использование водных объектов;

- дифференцированный подход к использованию водных объектов.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Водопользование может быть совместным (без установления числа водопользователей) и обособленным (предоставленным конкретному субъекту права).

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей – ст. 43-54 ВК РФ.

Основанием для водопользования служит договор водопользования или решение о предоставление водного объекта в пользование для поверхностных водных объектов.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования – ст. 13-20 ВК РФ.

Правила подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования регламентированы «Правила подготовки и заключения договора водопользования» утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.2008г. N 165, «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе» утв. постановлением Правительства РФ от 14.04.2007г. N 230.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

На основании договоров водопользования, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Предоставление водного объекта на основании решения о предоставление водного объекта в пользование осуществляется по нормам ст. 21-23 ВК РФ. Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование регламентируется «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. N 844.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Право пользования подземными водными объектами регулируется законодательством о недрах.

3.

Одна из главных задач водного законодательства при регулировании отношений в области водопользования является обеспечение охраны водных объектов.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ все водные объекты подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения вод, а также принятию мер по ликвидации последствий указанных явлений

Согласно ст. 42 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

Мероприятия по охране водных объектов регламентированы ст. 56-64 ВК РФ.

Ст. 65 ВК РФ регламентирован режим водоохранных зон и прибрежных полос.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до 10 км - в размере 50 м;

2) от 10 до 50 км - в размере 100 м;

3) от 50 км и более - в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500м.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, регламентируется «Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» утв. постановлением Правительства РФ от 10.01. 2009 г. N 17.

В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны.

К этой категории относятся, прежде всего курортные зоны, на территории которых находятся объекты, обладающие лечебными свойствами, их правовой режим регулируется «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» утв. постановлением Правительства РФ от 7.12.1996г. N 1425.

Для охраны источников водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны, которые регламентируются Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 г.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы первой зоны закрепляются на местности соответствующими знаками, границы остальных поясов и зон обозначаются на планово-картографическом материале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: