Это включает:
Молитва в доме
Относительно мужчин Пророк (с.а.с.) сказал: "Лучшая молитва мужчины в его доме - та, которая не относится к обязательной" (передал аль-Бухари, аль-Фатх 731).
Обязательно молиться (пять ежедневных намазов) в мечети, кроме того случая, когда есть действенная уважительная причина. Посланник Аллаха (с.а.с.) также сказал: "Добровольные молитвы мужчины в его доме принесут больше наград, чем его добровольные молитвы в других публичных местах, также как его обязательные молитвы с людьми лучше, чем его обязательные молитвы в одиночестве (передал Ибн Аби Шайба, Сахих аль-Джами 2953)
Что касается женщин, то чем глубже в доме находится ее место молитвы, тем лучше, потому что Пророк (с.а.с.) сказал: "Наилучшая молитва для женщин это та, (которая совершается) в самой отдаленной части дома" (передал ат-Табарани Сахих аль-Джами, 3311)
Мужчина не должен быть руководимым в молитве в своем собственном доме, и никто не должен сидеть на том месте, где обычно сидит хозяин дома, кроме как с его позволения. Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Мужчина не должен быть руководимым в молитве в месте его власти, и никто не должен садиться на его место в его доме, кроме как с его позволения". (передал ат-Тирмизи, 2772). То есть никто не должен выходить вперед, чтобы руководить им (хозяином) в молитве, даже если он читает Коран лучше, (чем хозяин) в том месте, которым он владеет, или где он имеет власть, как, например, хозяин дома в своем доме или имам в мечети.
|
|
Подобным образом не позволительно сидеть на личном месте главы или хозяина дома, таком как кровать или матрац и т.д., кроме как с его позволения.
Спрашивание разрешения войти
"О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их, это лучше для вас, может быть вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите пока не позволят вам. А если вам скажут: "Вернитесь" - то, возвращайтесь. Это чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете". (ан-Нур 27:28)
"…входите же в дома через двери…". (аль-Бакара 2:189)
Позволительно входить в дома, которые пусты, или если у вас имеется некое законное дело там, как, например, в дом, предназначенный для гостей. "Нет на вас греха, что вы входите в дома необитаемые, в которых ваше имущество. Аллах знает, что обнаруживаете и что вы скрываете". (ан-Нур 24:29)
Нет стеснения кушать в домах друзей или родственников и в других домах, от которых у вас есть ключи, если у их владельцев нет к этому возражения. "Нет греха на слепом и нет греха на хромом, и нет греха на больном, ни на вас самих, чтобы вы ели в своих домах или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестер, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших теток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших теток по матери, или тех, ключами которых вы владеете, или вашего друга - нет на вас греха, чтобы вам есть всем вместе или отдельно". (ан-Нур 24:61)
|
|
Необходимо указывать детям и прислужникам не входить в спальню родителей без разрешения во время, когда люди обычно спят, т.е. перед фаджром, во время полуденного отдыха и после иши, чтобы они не увидели нечто непозволительное. Если они увидят что-то случайно в другое время, то это прощается, потому что они таввафин (те, которые относятся к домочадцам) и их трудно остановить. Аллах говорит: "О вы, которые уверовали, пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, когда вы снимаете одежду около полудня и после молитвы вечерней - три наготы у вас. Нет ни на вас, ни на них греха после них: тогда ходите одни из вас к другим. Так разъясняет вам Аллах знамения! Аллах - знающий, мудрый! (ан-Нур 24:57)
Запрещается заглядывать внутрь домов чужих людей без их разрешения. Посланник Аллах (с.а.с.) сказал: "Кто заглянет внутрь чьего-либо дома без разрешения, выбейте тому глаза, и не будет за это ни дия ни кисаса (кровные или компенсация) в таком случае". (передал Ахмад, аль-Муснад, 2/385, Сахих аль-Джами, 6046)
Женщина, разведенная в талаке в первый или второй раз (и которая все еще может вернуться к своему мужу) не должна покидать дом и не может быть вынуждена к этому во время 'идда, и все еще поддерживается материально. Аллах говорит: "О пророк, когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего! Не удаляйте их из их помещений, и пусть они не выходят, разве только совершат явную мерзость. Таковы границы Аллаха, кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя. Ты не знаешь, может быть, Аллах произведет после этого какое-нибудь дело". (ат-Талак 65:1)
Разрешено мужчине оставлять непокорную жену внутри или вне дома согласно интересам, предусмотренными шариатом в данном конкретном случае. Доказательством оставления ее внутри дома служит аят: "…и покидайте их на ложах…" (ан-Ниса 4:34). Относительно оставления жен вне дома, это то, что случилось, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) покинул своих жен, оставив их в комнатах, а сам стал жить в комнате вне дома своих жен. (передал аль-Бухари, Китаб ат-Талак, Баб фил-Ила')
Не следует проводить всю ночь в одиночестве. Ибн Умар (р.а.а) рассказал, что Пророк (с.а.с) запретил быть одному и сказал, что не следует человеку проводить ночь в одиночку или путешествовать в одиночку. (передал Ахмад в аль-Муснаде, 2/91)
Это из-за чувства заброшенности, которое исходит от одиночества и из-за возможности нападения врагов или воров, или из-за возможности внезапной болезни. Если есть товарищ, то он может помочь в отражении нападения или в излечении болезни. (см. аль-Фатх ар-Раббани, 5/64)
Нельзя спать на крыше дома, на которой нет ограждения, чтобы не упасть. Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Кто спит на крыше дома, на которой нет ограды, то никто не несет ответственности за то, что может произойти с ним". (передал Абу Дауд, аль-Сунан, 5041, Сахих аль-Джами, 6113, комментарий его в Авн аль-Мабуд, 13/384). Это из-за того, что спящий может скатиться во сне, и если нет ограды, он может упасть с крыши и убиться. В таком случае никто не будет виновен в его смерти; либо же его небрежность привела к тому, что Аллах снял с него Свою защиту, так как он не принял необходимых предосторожностей. Этот хадис может пониматься двояко.
|
|
Домашние кошки не делают посуду наджисом (нечистой) если они пьют из нее, или еду наджисом, если они кушают из нее. Абд-Аллах ибн Аби Кутада передал от своего отца, что им была положена вода для омовения и кошка подошла к ней и стала лакать из нее. Он взял воду и совершил вуду ею, и его спросили: "О Абу Кутада! Кошка испила из нее". Он сказал: "Я слышал как Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Кошки - часть дома, они из домочадцев вашего дома". (передал Ахмад в Муснаде, 5/309, Сахих аль-Джами, 3694). В другой передаче он сказал: "Они (кошки) не наджис, они среди тех, кто домочадцы (ат-таввафин валь-таввафат - относится к детям, прислуге и т.д.) в вашем доме" (передал Ахмад в аль-Муснаде,5/309, Сахих аль-джами, 2437).