Если один человек приходит к другому и приносит дары, а второй отказывается от даров, то, что будет?

-Каждый останется при своем - ответил гость.

—Поэтому я и не отвечаю. Твои слова и дары остаются с тобой.

Поэтому прошу, пожалуйста, понять: каждое слово имеет свой образ и энергию. Как индивидуальный образ -у каждого человека, так и коллективный — в пространстве мыслей. Индивидуальный: например, если в детстве ребенок учился в школе, где его подавляли как личность и где он сталкивался с агрессией, то слово «ШКОЛА» будет им восприниматься негативно. Коллективный – это общее поле мыслей об этом слове.

Ораторы знают, что, говоря с человеком, а тем более выступая перед народом необходимо говорить на его языке. То есть говорить ярко и образно, коротко и ясно! Тогда это запоминается. Длинная и монотонная речь утомляет даже взрослого. А тем более ребенка или подростка. Речь должна быть построена так, чтобы одно утверждение логически вытекало из предыдущего. Меньше говорите. Старайтесь, чтобы вам задавали вопросы. И задавайте слушающим. Тем самым лекция превращается в беседу, и ускоряет мысль участников ее. И дает вам передышку, чтобы успокоить дыхание и обдумать дальнейшие слова, в зависимости от реакции коллектива. В качестве примера можно использовать смешной случай или притчу. Смешное легко запоминается. Только никогда не используйте «черный юмор». Когда вел кружок «Школа волхвов» на природе, то обратил внимание, что информация, рассчитанная на 20 минут, усваивается собеседниками за 10. Остается еще свободное время и возможность вместе поразмышлять, поиграть и просто поговорить. Рассказывая урок, выделяйте главную мысль и отбрасывайте второстепенные факты! Ничего лишнего. Один гениальный скульптор на вопрос «Как он создает свои скульптуры?» ответил: « Очень просто. Беру кусок мрамора и отсекаю от него лишнее!»

Чтобы было проще вести урок, надо воспринимать его как спектакль или как концерт, или лучше как игру, где все и ученик и учитель- активные участники. И от этой игры –спектакля каждый должен получить удовольствие. Хороший урок это тогда, когда хочется его продлить или обязательно прийти в следующий раз. В этом смысле школу, которую мы создаем, школу нового тысячелетия можно сравнить хорошим цирком. В хорошем цирке человек забывает обо всем плохом и думает только о хорошем. Чтобы объяснять легко, надо сначала самому хорошо представлять образ явления, образ урока. А для этого надо сначала создать образ урока. Образ это «картинка» урока, предмета или действия представленная в деталях.

Когда поет бард или говорит талантливый оратор, то сначала он в пространстве мыслей выстраивает свой образ, а только потом произносит слова. Это называется говорить с душой, с сердцем. Тогда люди чувствуют его и принимают или не принимают образ. Если образ им по нраву, то они своими мыслями усиливают образ. Образ накапливает мысленную[4] энергию, и люди это подсознательно чувствуют на уровне интуиции. Чем ярче образ, тем больше он запоминается и влияет на поведение людей (в случае если это выступление оратора). Но для этого надо использовать лучшие слова из русского языка, которые позволят говорить ярко и ясно! Используя, наукоподобные слова (толейрантность, мониторинг….), вы обедняете свой язык и строите смутный и туманный образ, бедный мыслями, который не понятен ни вам, ни слушателям. А значит, вы не сможете увлечь за собой людей, а тем более ребенка. Чтобы ребенок хорошо учился –надо его увлечь. И пусть вы совершаете иногда ошибки в словах, но если от этого урока ребенок или взрослый уходит радостный, то это удачный урок. Не допускайте переутомления. Когда ребенок переутомляется, то быстро теряет интерес к обучению. Это верно и для взрослых.

Хороший оратор чувствует аудиторию, и каждый раз говорит уникально. Этому можно научиться, если вы чаще будете читать сказки и хорошие стихи, и русские народные песни. (Но только светлые, жизнеутверждающие. По утверждению одного из лучших бардов России - Олеся из Любоистока песни влияют на нашу жизнь: какие песни мы поем, так и живем. Поем об одиночестве- получим одинокую жизнь, поем агрессивные песни- получим насилие!

Тем более насилие бывает не только физическое, но им духовное. Когда учитель ведет урок, который не нравится ребенку, а его заставляют это слушать. Это и есть духовное насилие. Нельзя построить на насилии счастье. «Что посеешь, то и пожнешь. Сеющий ветер- пожинает бурю, сеющий ссору- пожинает войну!» Вот и приходится потом многим учителям воевать всю жизнь, обрекая себя на поражения, так как у этой поговорки есть продолжение: «Сеющий войну-пожинает смерть!» Тем более смерть не всегда настигает сразу, иногда она действует медленно через болезни, убивая долго и мучительно. Но кто виноват? Не тот ли кто сам сделал этот выбор? Поэтому стройте словами и мыслями только светлые образы! Сеющий добро, пожинает счастье и любовь!)

О волшебной силе слова знали в древности. В России со времен Ведической Руси были люди, которые могли врачевать словом: останавливать кровь, убирать зубную и головную боль, лечить многие другие болезни. Методика применения народных заговоров проста: лекарь говорит очень быстро яркие слова, больной не успевает их осознавать и критически к ним относиться, а подсознание впитывает образы и организм сам себя лечит. Травы и заговоры- это главные были средства знахарей. И до семнадцатого века Россия не знала докторов. А по свидетельствам иностранных путешественников русский народ был необычайно красив и здоров. Болезни пришли только тогда, когда в семнадцатом веке по приказу царя Алексея Михайловича стали уничтожать всех знахарей и скоморохов физически, так как часто эти уважаемые народом люди не боялись критиковать власть, а главное под их одеждой часто скрывались настоящие волхвы, которые имели знания Ведической Руси. С помощью песен скоморохи и офени могли так влиять на человека, что он «видел» то пропасть, то звездную даль. Такова сила слова. Тот, кто владеет ей, тот подобно Орфею может влиять на людей. Поэтому будьте очень осторожны словах и мыслях. Иногда учитель не может выучить ученика, так как он просто не верит в него. Берется учить другой учитель и выучивает. Мысль материальна, а значит и мысль, что ученик может не понять урок уже влияет на ученика. Надо верить в учеников и свои способности. Нет деления на «одаренных» детей и «бездарных», как нет детей «без слуха». Это знают мастера музыки. Просто у каждого свой уникальный опыт и свой уникальный талант. И свой природный ритм. Надо уметь раскрывать способности детей. И тогда они отблагодарят вас своей любовью!

Все эти принципы сложно применять в больших классах. Между тем они прекрасно применяются на хороших выступлениях ораторов. Почему?

Во-первых, все пришедшие на выступление это добровольцы. Они пришли по своей воле. А во-вторых… действует закон коллективной мысли.

Да потому, что каждый раз оратор говорит уникально и вдохновлено. И поэтому увлекает людей. А когда несколько человек думают об одном, то создается одно общее психополе, которое усиливает образ, созданный оратором. Особенно если они родственники или большие друзья. Мысль в этом психополе ускоряется, если они думают о светлом и многократно усиливается. И наоборот, думая о плохом, вы, находясь в одном коллективе, вы еще более усиливаете негатив, который многократно отражается от участников конфликта, нанося вред всем. И в том числе и вам. Поэтому была поговорка на Руси «соломенный мир лучше железной драки».

Проще всего вести урок, когда вы увлечете детей интересной и реальной задачей из жизни. Тогда они не только ускорят мысль, но получат навыки решения жизненных задач. Например, на уроках математики можно провести реальные экономические подсчеты, сколько нужно материалов для строительства дома или подсчитать стоимость туристической поездки или похода в лес. Уроки экономики можно проводить уже с 3-4 класса, так как в реальных экономических расчетах используется всего 4 действия математики. Нигде не используется высшая математика. Русские купцы не имели высшего образования, но почему-то их уважали по всему миру. Была такая поговорка в Англии в девятнадцатом веке: «Ты не русский купец, чтобы я тебе верил на слово!»

Чтобы легче было вести урок можно и нужно произносить речи-уроки перед зеркалом! Все великие ораторы и актеры тренировались перед выступлениями. Все мастера любого искусства уделяют много времени тренировкам и совершенствованию своего искусства. Как оратор умеет импровизировать в зависимости от реакции слушающих, так в идеале должен вести себя и учитель. Он должен себя чувствовать среди учеников, как рыба в воде. Рыба легко меняет направление движения в зависимости от течения, температуры воды и от наличия корма или опасности. Чтобы хорошо владеть словом, то лучше перечитывать русские сказки, Пушкина, Толстого, Есенина, Высоцкого, Гоголя и других мастеров слова.

В древности врачей уважали за то, что они дарили жизнь, а учителей за мудрость, которой они учили детей и взрослых. «Врач исцели себя сам!» и «Не навреди!»-эти принципы должны быть девизом не только для врачей, но и для учителей. Чтобы учить мудрости надо быть самому счастливым человеком! Тогда радость, которую ты излучаешь, будет привлекать к тебе учеников, как влечет к себе солнце цветы.

Приведу пример выступления академика Михаила Петровича Щетинина перед студентами –будущими учителями.

Встреча с М.П. Щетининым в Комсомольске-на-Амуре 4 апреля 2007 года

(стенограмма выступления дана с некоторыми сокращениями)

М.П. Щетинин:

… работа над программой помогла мне понять, что нужно идти аккуратно и вместе с ребёнком.

Те, кто ещё сохранил в себе ребёнка, первоистоковое начало, те должны работать с детьми. Всё время вслушиваясь в то, что мы делаем. Это очень важно.

Мне показалось, что мы очень легкомысленно относимся к понятию ДЕТИ. Когда я вижу детей, я всё время ощущаю необходимость перекреститься, потому что в них есть то, что, наверное, относится к понятию святости.

… на вопрос о состоянии образования в России я ответил, что его нет сегодня не только в России, но и на Земле. Есть обучение, научение, нравоучение, приучение. Особенно когда ввели единый гос. экзамен, начисто закрыли возможность заниматься образованием, потому что образование – это образ. Если в русском языке мы говорим образование, то мы имеем в виду образ. Образа – лики святых. БезобрАзный, безОбразный – значит некрасивый, нечистый. Движение к красоте, совершенству, святости – это и есть образование.

Очень важно, чтобы на последнем, перед тем как сказать ему «до свиданья», экзамене, ребёнок мыслил, думал, думал вместе с учителем по поводу того, что происходило с ним, по поводу того, что он понял, по поводу того, что он собирается делать, по поводу того, что он лично открыл для своего народа, ради которого он пришёл в жизнь. В жизнь.

Вся наша система нашей работы строится из одного методологического ключа: перед нами тысячелетия, вечность. Дети. Они к нам приходят как вершина Рода. Им нет лет. Это уже позиция. Сколько тебе лет – это вопрос, адресованный только последнему колену его Рода, но Древо его – сколько ему лет, тысячелетий, миллиардов веков? Бесконечность, вечность. Может быть, понятие Чело-Вечности прежде всего относится к ребёнку. Вече. Само слово вече говорит за себя. Возьмём вечевой строй, когда, по свидетельству историков, мы легко ходили по воде, летали по воздуху и являли собой благоуханных мужей. И был народовластный строй. И был народ. И умел любить. И не было профессиональных учителей. Просто в Духе святом всё шло. Школа профессиональная появилась гораздо позже. Я много об этом думаю. Как сделать всё, чтобы не было стен, чтобы не было потолков, чтобы школа была открыта к жизни, чтобы она напаивалась жизнью и поила собой её, чтобы ребёнок, выходя из стен школы и входя в них, не видел их, ограничений. Это не значит «что хочу, то и ворочу», границы у него есть и называются эти границы Совесть.

Мне думается, что в этой связи сама методология работы учителя и школы должна строиться таким образом: как можно раньше пройти то, что известно всем. И исходя из этого мы ушли от уроков, от регламентаций, и вот уже около 15 лет мы в Текосе работаем без классов, без уроков, без границ. Идёт системное осмысление всех предметов и интегрирование их в один предмет с именем Жизнь. И этим занимаются наши дети. Это главная их вместе с нами работа. У нас нет ни одного ученика вне роли учителя и нет ни одного учителя вне роли ученика.

Я бы очень хотел, чтобы профессионалы-педагоги не примеряли то, что делаем мы, на себя. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на начало нашей встречи. Мы сейчас занимаемся поиском школы будущего, и поэтому всю жизнь мы уже работаем как бы в нём.

Структурно коллектив наш состоит из научно-педагогических и производственных объединений, которые сами в свою очередь состоят из лицеев-лабораторий. НПО объединятся в ассоциации: это девичьи коллективы «Солнечный ветер», «Синегорье» и третий коллектив мужской «Родина».

Наше представление о том, куда ведём детей: мне кажется, школа не может закрыть глаза на то, что происходит. Она должна не только смотреть на то, что происходит, но и предвосхищать будущее и работать на него.

Я считаю, что Россия должна быть народовластной. Мы боимся слова «монархия», но нужно правильно его прочесть: моно – единый, архи – древность, то есть единый древностью. А значит – родовой. Мы должны ядро понять Рода и очень внимательно относиться к маме и папе, бабушкам и дедушкам нашим. Это и есть МОНО АРХИ, то есть единый древностью. Древний человек – это не тот, кто отжил. Это тот, кто несёт с собой Древо Рода. Вот лист на дереве – он древний, когда он зелёный и мощно держится за ветку свою. А ветвь очень мощно входит в ствол, а ствол прорастает в ветви-землю и в ветви-небо. Я думаю, что наша Родина будет здоровой, когда мы будем древними, когда мы вспомним, что мы есть. У нас [в Текосе] есть здание, на котором надпись «Я подымаю голову, расправляю плечи. Я гордо смотрю в горизонт. За моими плечами великая слава отцов». А в женском корпусе дальше «И я – их дочь. И потому я родом знатна. Я дочь великого народа».

Много думая о будущем, мне хотелось прочности во всём. Честности. Это было нелегко, но это было надо. Я считаю, что нам крайне важно посмотреть на понятие НАРОД. С уважением, с большим, чем мы сегодня так легко его клянём, путая социум, общество и народ. Общество – это может быть временное объединение. Обществу нужен лидер, и естественно структура, которая удовлетворяет этому объединению. А вот народ – это тоже объединение людей, и народ – единство людей, устремлённых к истине, к смыслу всего, к цельности во всём. Народ живёт неписаными законами, общество – писаными. Народу лидер не нужен. У него есть Творец, который работает через его совесть. Народ – это всегда самоорганизация. Народ всегда умеет образы читать. И вот образ жизни есть у человека и есть у народа. Образ ведёт всё.

… прежде чем взяться за дело, сначала представь себе, зачем его делаешь, что такое в итоге получится и что это будет для всех людей – для Родины, для России, для человечества, для Вселенной. Если ты увидел это и почувствовал своей совестью, что это то, тогда представь себе, что ты его уже сделал. И ни в коем случае не допусти мысли, что ты сделать эту работу не сможешь. Ни в коем случае! Сомнение – враг успеха. Я начинал свою деятельность, когда нужно было основывать свою работу, ссылаясь на классиков марксизма-ленинизма. И вот я обратил внимание на девиз одного из классиков – «Всё подвергай сомнению». Вот не дай Бог! Вера – это двигатель всего. Вера – это знание. Это качество, которым располагает ребёнок. Он верит. И если человек начинает о ком-то говорить плохо, в нём нет веры, потому что вера – это не слепое видение жизни, это открытое, прямое, непосредственное прочтение всего. Это просто исполнение долга. Мой долг требует служить вам. Я пришёл служить вам. И мы все пришли для этого. Это очень важно для учителя. Вот здесь сидят молодые студенты. Никогда не жалейте о том, что выбрали эту профессию, точнее, это призвание, эту стезю. Только идите верой. Не надо изучать ребёнка. Признайте его. Посмотрите ему в глаза, увидите, что вам нужно сделать для того, чтобы они светились, и делайте, и делайте. Если не светятся, задумайтесь, что вы должны были сделать. И ещё, очень важно то, что когда ты живёшь верой, помнить о том, что всё происходит с тобой. Вспомните Экзюпери, когда в Африке слонёнку стало плохо оттого, что ты здесь разочаровался, перестал думать как добрый и светлый человек – значит, ты в этом виноват. Гармонизация всего мира, мысли обо всём, всегда житие во всём и для всего – это, мне думается, главная позиция человека и того, что он собой образует – народ. Это очень важно. Когда есть образ этой жизни – это основа веры.

Слова. Вы обратили внимание, к словам я очень внимательно отношусь. Если есть чувство языка, любовь к языку, бережное отношение к языку, то за этот народ можно не беспокоиться. Если легко отбрасываем всё и можем использовать такие слова и выражения как «блин», «как бы» – я стою перед вами и сказал бы «Я как бы с вами встречаюсь, Я как бы говорю, Вы как бы тут сидите» – это смещение с устойчивости стержня. Это вирус. Нужно очень быть внимательным к своим словам.

История, слова, народное всё: народная хореография, народная музыка, народные промыслы, отношение к родителям, обычаям, традициям – всё это основы Текоса. Я иногда думаю, в общем-то, какая у нас новизна? Может быть, новизна для этого текущего часа, что просто мы смотрим внимательно. У меня в голове сейчас одна мысль, одна-единственная – народ. Если я отсюда уйду и вы обратите внимание на это понятие и на то, что вы не имеете возраста, а вы относитесь к своему Роду, вершина его в вас, а дети – это продолжение его, искренне верю, что всё будет в порядке. Тогда я был здесь не зря. И обратите внимание на то, что вы живёте на Амуре, то есть у вас древнеродовое здесь есть дух. Вам нельзя юлить, скользить, «блин» и «как бы». Всё должно быть обоснованно, основательно, чётко, последовательно, торжественно, светло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: