Претензии и иски к перевозчику

В соответствии с ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из нарушения им перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом. В случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения ответа от него в 30дневный срок может быть предъявлен иск грузоотправителем или грузополучателем.

Устанавливается срок исковой давности 1 год, в который включается время, потраченное на предъявление и рассмотрение перевозчиком соответствующих требования в претензионном порядке, т.е. один год со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий.

Претензия должна быть направлена той транспортной организации, которая уполномочена ее рассматривать. Претензия должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу, к ней должны быть приложены документы, которые могут служить доказательством предъявленных требований.

По УЖТ правом на предъявление претензии к ж/д перевозчику наделены:

- в случае утраты груза – грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления грузовой квитанции в приеме груза к перевозке с отметкой станции назначения о неприбытии груза;

- в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления транспортной накладной и коммерческого акта;

- в случае просрочки доставки груза - грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления транспортной накладной;

- в случае задержки выдачи груза - грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления транспортной накладной и акта общей формы.

По КВВТ правом на предъявление претензии к перевозчику наделены:

- в случае полной утраты груза - грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления квитанции в приеме груза к перевозке с отметкой перевозчика о неприбытии груза;

- в случае недостачи или повреждения (порчи) груза - грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления транспортной накладной и коммерческого акта;

- в случае взыскания излишне уплаченной провозной платы и иных платежей - грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления транспортной накладной;

- в случае просрочки доставки груза - грузополучатель и грузоотправитель при условии предоставления транспортной накладной;

По ВК правом на предъявление претензии к перевозчику наделены:

- в случае утраты груза – грузополучатель при предъявлении грузовой накладной с отметкой аэропорта пункта назначения о неприбытии груза.

- в случаи недостачи, повреждения (порчи) груза – грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;

- в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной.

Названные уставы и кодексы не предусматривают возможности передачи грузоотправителем или грузополучателем кому-либо своего права на предъявление претензии и иска перевозчику.

По КТМ обязателен претензионный порядок только в каботаже (перевозка внутри страны). В остальных случаях это право. Также в КТМ в отличие от других транспортных уставов и кодексом предусмотрена возможность передачи права на предъявление претензий и исков получателем или отправителем к экспедитору или страховщику посредством переуступочной надписи на коносаменте.

Несоблюдение порядка предъявления претензии может привести к тому, что претензия будет считаться непредъявленной, и судом будет расценено как основание к возвращению искового заявления без рассмотрения.

Перевозчик может сразу предъявить судебный иск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: