Программа оптимизации образовательной структуры
(«дорожная карта развития Университета»)
В течение нескольких последних лет условия деятельности российских университетов существенным образом изменились. Это обусловлено реализуемым в Российской Федерации масштабным реформированием системы высшего образования. Наиболее значимыми системообразующими факторами этого процесса являются:
1. Введение уровневой структуры подготовки выпускников.
2. Изменение условий управления вузами со стороны Минобрнауки России:
- переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования;
- изменение правил конкурса на государственное задание по приему на первый курс;
- введение новых показателей оценки деятельности вузов.
Указанные причины поставили все российские вузы (и Удмуртский государственный университет не стал исключением) в довольно жесткие условия.
В этой ситуации университету необходимо реализовывать продвижение своего бренда в образовательном пространстве за счет обеспечения качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями рынка труда, а также обеспечивать сохранение и наращивание педагогического и научного потенциала. В то же время нельзя игнорировать и социально-экономические факторы, которые для вузов в новых условиях приобретают характер внешних угроз (демографическая ситуация, диверсификация рынка труда, изменение системы финансирования со стороны государства, снижение образовательного уровня выпускников школ и т.д.). Реорганизация ключевых направлений деятельности университета необходима, прежде всего, для повышения ресурсных возможностей развития.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», раздела V «Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту», плана мероприятий («дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 г. №2620-р, а также во исполнение приказа Минобрнауки России от 17.03.2014 г. № 190 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования» в Удмуртском государственном университете начата реализация мероприятий программы развития (оптимизации), который, в частности, предусматривает мероприятия по оптимизации системы управления вузом, в том числе его образовательной и административно-управленческой структур.
Для того, чтобы обеспечить выполнение вузом своей миссии в этих условиях, необходимо обеспечить оптимизацию затрат и мобилизовать внутренние резервы.
Современное развитие государства и общества в Российской Федерации предъявляет новые требования к образовательным системам всех уровней. На первый план, наряду с доступностью и качеством образования, которые были и остаются приоритетами для образовательной сферы, выходят вопросы эффективности функционирования отрасли и вопросы оптимизации сети образовательных организаций.
В основе общей оценки эффективности образовательных систем лежат два основных понятия: экономическая эффективность, связывающая объемы предоставляемых услуг с затратами и социальная эффективность, которая определяется как степень достижения определенного социально значимого результата.
За основу мероприятий по оптимизации взят управленческий принцип интеграции. Тенденция к интеграции в образовании, к укрупнению региональных образовательных комплексов является общемировой, и наметилась она еще лет 20-30 назад. В Российской Федерации многие вузы уже пошли по пути подобной оптимизации, она выражена в переформатировании внутренней структуры в части создания институтов на базе факультетов, закрытия филиалов и т.п. Масштабная реорганизация, необходимая для построения новой модели управления, отвечающей вызовам времени, коснулась как классических университетов, так и технических, и отраслевых вузов. Во многих из них приняты и реализуются долгосрочные инициативы, отраженные в программах стратегического развития.
Необходимость преобразований назрела давно, так как в 90-е годы, чтобы выжить и заработать больше дивидендов, университет открывал престижные факультеты и кафедры, что в итоге привело к появлению подразделений, реализующих сходные образовательные программы. Проводимая теперь оптимизация — это построение стройной системы, чтобы каждый институт и каждая кафедра работали в поле своей компетенции.
Цели оптимизации: повышение социальной и экономической эффективности деятельности университета; формирование обновленной инфраструктуры образовательного комплекса, отвечающей вызовам современности; повышение качества подготовки выпускников.
Принципы оптимизации:
- приоритетность социально-экономической эффективности принимаемых решений;
- прозрачность принимаемых решений на основе коллегиального обсуждения
- персонификация ответственности руководителей.
Задачи оптимизации:
- приведение к уровню реального финансирования объемов деятельности университета и его штатов;
- выравнивание масштаба управляемых подразделений;
- концентрация кафедр и факультетов одного или близкого направления по содержанию подготовки в логике структуры областей образования;
- упрощение внутренних процедур управления;
- расширение полномочий руководителей и коллективов институтов, уход от мелочной опеки со стороны администрации вуза;
- создание эффективной и прозрачной системы учета и управления ресурсами университета (материальными, кадровыми, финансовыми);
- приведение штатного расписания в соответствие с нормативными документами МОиН РФ (соответствие численности ППС и УВП контингенту обучающихся и объему выполняемой учебной нагрузки, а также объему бюджетного субсидирования);
- осуществление перехода на систему эффективного контракта с сотрудниками;
- внедрение в целях внутреннего анализа деятельности структур вуза системы рейтингов во всех сферах деятельности, а не только образовательной.
Основанием для реализации программы развития являются следующие нормативные акты:
1. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. ФЗ «О введении в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней ВПО)» от 24.10.2007 № 232-ФЗ.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р
4. Программа поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г., № 2190-р.
5. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;
6. Приказ Минобрнауки РФ о мониторинге вузов № 583 от 3.08.2012 «О проведении мониторинга деятельности ФГОУ ВПО» (с выделением ведущих вузов, оценки эффективности вузов, сокращения на 20% числа вузов).
7. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (далее «Дорожная карта»).
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
9. Письмо Минобрнауки РФ от 30 апреля 2014 г. № 05-924 «О ходе реализации мероприятий программ развития (оптимизации) образовательных организаций высшего образования».
10. Решение ректората ФГБОУ ВПО «УдГУ» от 27.05.2013 № 20/2.
11. Решение Ученого совета ФГБОУ ВПО «УдГУ» от 02.07.2013 по вопросу «Подготовка к 2013-2014 уч. году» (п.1.)
12. Стратегия развития ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» на 2014 – 2020 гг., утвержденная решением Ученого совета УдГУ от 03 декабря 2013 г. (протокол №10).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2014 г. № 1331 «Об утверждении Правил использования в 2015-2017 годах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики, от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В апреле 2014 года, был разработан проект оптимизации образовательной структуры университета как важнейшей части всего университетского комплекса. Данный проект был представлен на совещании деканов факультетов / директоров институтов, которое состоялось 20 мая 2014 г. В частности, новая структура предполагает слияние отдельных факультетов и создание на их базе институтов – крупных образовательных подразделений.
Подобная конфигурация образовательной структуры, когда формат институтов становится основным, позволит интегрировать кадровый потенциал реорганизуемых факультетов для повышения качества образовательного процесса, усилить научную, образовательную и методическую подготовку по реализуемым образовательным программам. Преобразования позволят создать предпосылки для формирования крупных междисциплинарных научных коллективов, что даст новый импульс для развития педагогической и академической науки в университете. Создание междисциплинарных научных коллективов также позволит университету более активно включиться в научное и практическое решение задач, обозначенных в Стратегии развития Удмуртской Республики.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722-р вуз обязан обеспечить заработную плату ППС к 2018 г. на уровне, в два раза превышающем среднюю зарплату по региону. Поэтому процесс оптимизации учебной и управленческой структуры, а также штатного расписания ППС происходит во всех вузах, подотчетных Министерству образования РФ. Министр образования Дмитрий Ливанов в рамках совещания у президента РФ 07 мая 2013 г. сообщил, что на сегодняшний день численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы. «Дорожная карта» определяет следующее соотношение количества преподавателей и студентов: в 2014 году количество студентов в расчете на одного преподавателя должно составлять 10; к 2018 году – 12 человек. Приведение нормативов к требуемым значениям сопряжено с изменениями количества работников ППС, а также прочих категорий.
Кроме того, на уменьшение количества рабочих мест в вузе влияет также сокращение контингента обучающихся и постепенное сокращение госзадания на подготовку кадров, которое, в свою очередь, означает уменьшение объемов бюджетной субсидии.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722-р в период с 2014 по 2016 гг. доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательной организации высшего образования должна составлять 38%. На долю профессорско-преподавательского става и научных работников должно приходиться 62% общей численности работников. В университете эти показатели на текущий момент составляют 65,4% и 34,6% соответственно.
Более чем очевидно, что вузу нужно найти новые «точки роста» для дальнейшего развития; в этом качестве и должна выступить оптимизация структуры университетского комплекса.
В соответствии с частью 8 статьи 11 (Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты) Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, был подготовлен Приказ МОиН РФ от 12 сентября 2013 г. № 1059. Настоящим приказом утвержден «Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки». Порядок содержит новые понятия:
- «укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки»,
- «области образования».
Все внешние процедуры, регламентирующие менеджмент образовательных программ (аттестация, аккредитация, лицензирование и т.п.), реализуются теперь не по укрупненным группам, но по областям образования.
В нашем вузе реализуются образовательные программы, относящиеся к укрупненным группам, включенным в 6 областей образования. Поэтому предлагаемый алгоритм модернизации (с целью более эффективного менеджмента образовательных программ) основывается на следующей иерархии: «Область образования – Укрупненные группы – Образовательные программы». Эту иерархиюдолжна дополнять иерархия учебных структур университета, где реализация образовательных программ, относящихся к различным укрупненным группам в рамках области образования – стратегическая цель и миссия института.
Институт, как интегрированное образовательное подразделение, во-первых, формулирует цели своей деятельности в соответствии с логикой построения соответствующей области образования; во-вторых, соответствует набору критериев, ккоторым относятся:
1. Реализация образовательных программ в соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. по следующим уровням профессионального образования:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование – бакалавриат;
- высшее образование – специалитет, магистратура;
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
2. Реализация программ дополнительного профессионального образования.
3. Подготовка по всему спектру форм обучения (очная, очно-заочная, заочная).
4. Наличие бюджетного и внебюджетного контингента обучающихся.
5. Контингент обучающихся порядка 600-800 и более человек.
На сегодняшний день данным критериям в УдГУ полностью соответствуют следующие подразделения:
Институт права, социального управления и безопасности;
Институт экономики и управления;
Институт искусств и дизайна;
Институт гражданской защиты;
Институт нефти и газа им. М.С. Гуцериева;
Институт педагогики, психологии, и социальных технологий;