Астенические чувства -

окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т. п. При переживании А. ч. человек сутулится, дыхание становится медленнее обычного, глаза тускнеют. Преобладание А. ч. в качестве характерологического признака определяет, по классификации немецкого психолога Э. Кречмера, т. н. астенический тип, для которого в ситуации нагрузки свойствен отказ от борьбы с трудностями (см. Характер, Эмоции, Чувства).

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические.

АСТЕРЕОГНОЗ (от греч. а – отрицат. частица, stereos – твердый, griosis – знание) – неузнавание знакомых предметов при ощупывании их с закрытыми глазами. А. возникает при поражении вторичных корковых полей теменной области мозга. А. – одна из форм агнозии (см.), проявляющаяся в сфере тактильной чувствительности. При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) А, сочетается с афферентной моторной афазией (см. Афазия) и кинестезичесхой ап-раксией (см. Апраксин). В основе А. лежит расстройство анализа и синтеза различных кожно-кинестезических ощущений, поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослабление тактильных образов предметов. А. проявляется либо на двух руках (чаще при поражении правого полушария у правшей), либо только на одной правой руке. Выражается или в неузнавании отдельных признаков объекта, его текстуры (гладкости, шероховатости, упругости и т. п.), или – при сохранности их опознания – в невозможности объединения признаков в единое целое.



АСТИГМАТИЗМ – см. Оптическая система глаза.

АТГИТЮД (от франц. attitude – поза) – см. Установка.

АУБЕРТА ФЕНОМЕН – обнаружение светлых объектов на темном фоне под меньшим углом зрения (с большого расстояния), чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Этот эффект проявляется при наблюдении объектов в отраженном свете для высоких и средних уровней освещенности. А. ф. –результат влияния иррадиации на видимую величину объектов.

Однако пространственный порог обнаружения объектов обратного контраста («светлое на темном») меньше лишь для таких условий сравнения, когда яркости объекта и фона меняются местами. Если на одном и том же фоне рассматривать одновременно объекты темнее и светлее фона при одинаковых величинах контраста, то темный объект виден под меньшим углом зрения (поправка, внесенная Б. Л/. Тепловым в 1935г.).

АУБЕРТА – ФЕРСТЕРА ФЕНОМЕН – зависимость остроты зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения для периферического зрения. Установлено, что способность раздельного видения однородных объектов значительно выше для маленьких и близких объектов, чем для больших и удаленных при их одинаковых угловых размерах.

А. – Ф. ф. проявляется также и в центральном зрении для аналогичных задач различения дискретной структуры поверхности, составленной из элементов (точек, полос, квадратов и т. д.). Пространственный порог слияния этих элементов больше на удалении, чем вблизи, вследствие чего поверхность воспринимается однородной (равносветлой и одноцветной).

Однако А- – Ф. ф. сменяется обратным эффектом при измерении остроты зрения на объектах, требующих опознания формы. Природа проявления А. – Ф. ф. не изучена до конца. В частности, не исследовано значение соотношения угловых размеров объектов и фона.

АУБЕРТА – ФЛЯЙШЛЯ ФЕНОМЕН – переоценка скорости движущегося объекта при фиксированном взоре. Ско-


рость движения объекта воспринимается в этом случае большей в 1,5 – 2 раза по сравнению с адекватной оценкой скорости при следящих движениях глаз, воспроизводящих скорость и траекторию движения объекта.

АУДИОМЕТРИЯ (акуметрия) (от лат. audio – слышу и греч. metron – мера) – исследование слуха при помощи специальных электроакустических приборов – аудиометров. По сравнению с др. методами исследования слуха (речью, камертонами, свистками и т. п.), А. имеет ряд преимуществ: позволяет дозировать интенсивность звуковых сигналов в международных единицах – децибелах, проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком, и осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т. п.). А. дополняет др. методы исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности анализатора. А. проводят в звукоизолированных камерах: результаты заносят на специальные бланки в виде графиков – ауднограмм. Различают в зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации А. тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную. В настоящее время в А. широко используется метод регистрации слуховых вызванных потенциалов, объективно отражающий степень снижения слуха и уровень поражения. А. – основа дифференциальной диагностики поражения различных уровней слухового анализатора.

АУТИЗМ ( от греч. auto – сам) – термин введен швейцарским психиатром и психологом Э. БлеЙлером (1857 – 1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистиче-ское мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиннческом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффектив-




ных тенденций – при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.

Ранний детский А. впервые выделен как отдельный клинический синдром в 1943 г. Л. Каннером. В настоящее время рассматривается как первазивное нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитар-ностью Ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозоология. Р. д. а. отмечается в 4 – б случаях на 10 тыс. детей; у мальчиков встречается в 4 – 5 раз чаще, чем у девочек.

Основными клиническими признаками Р. д. а. являются: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы;

3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями;

4) нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 1/3 случаев, эхояаяии (см.), перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонации, ударения, темпа и ритма речи); 5) особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30-го месяца.

Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. – со страхами, нега-гивизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аугостимуляцией – 3 – 5 лет. Позже острота может сглаживаться <[ на первый план выступают нарушения развития, личностная и социальная не-целость. Хотя дети с Р. д. а. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них умственно отсталы. Искажение, асин-хрония развития психических функций представляют единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая кор-


рекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: