Титул VII. О дарении

Есть еще другой род приобретения — дарение. Существует два вида дарения: на случай смерти и не на случай смерти.

1. На случай смерти будет то дарение, которое совершается в ожидании смерти, когда дарение совершается под условием: если даритель умрет, то пусть имеет тот, кто получил; или пусть даритель
обратно получит, если он останется жив или раскается в подарке, или если одаренный умрет раньше дарителя. Все эти виды дарения на случай смерти установлены вообще по образцу легатов. Когда у юристов возникло сомнение, отнести ли этот случай к дарению или к легату, и когда оказались основания в пользу того и другого и одни гористы склонялись в пользу одного мнения, другие — в пользу другого, то мы постановили, чтобы этот случай во всех почти отношениях приравнивался к легатам, и да будет впредь так, как мы решили в нашем постановлении. Дарение на случай смерти имеет место главным образом тогда, когда кто-либо предпочитает иметь сам вместо того, кому делается дар, или предпочтительно желает, чтобы имел тот, кому он дарит, а не наследник. Так и у Гомера Телемах дарит Пирею:

Нам не известно, мой верный Пирей, чем кончится дело?

Если в жилище моем женихами надменными тайно

Буду убит я, они все имущество наше разделят.

Лучше тогда, чтоб твоим, а не их те подарки наследством

Были; но если на них обратится губящая Кера -

Все мне веселому, сам веселящийся, в дом принесешь ты.

2. Другой вид представляют те дарения, которые совершаются без всякой мысли о смерти и которые мы называем дарением между живыми. Эти последние вообще не приравниваются к легатам, и если они будут совершены, то нельзя необдуманно их отнимать. Они почитаются оконченными с момента заявления дарителем своей воли письменно или хотя бы не письменно. По примеру продажи наше постановление определило, что дарения имеют необходимость в акте передачи. Таким образом, хотя бы предметы дарения и не были переданы, однако оно будет иметь полную юридическую силу, и на дарителе лежит обязанность передачи. Постановления прежних императоров требовали, чтобы дарения вносились в публичные ак­ты, если они превышают сумму двухсот солидов; мы увеличили на­шим постановлением размеры этого вида дарения до пятисот соли­дов, каковую стоимость мы установили даже без занесения в публичные акты. Вместе с тем мы нашли, что некоторые дарения менее всего требуют публичного заявления в актах; что, напротив, они сами по себе имеют полное значение. Сверх того мы нашли многое другое для более плодотворного решения вопроса о дарениях. Все это можно найти в наших постановлениях, изданных по этому пово­ду; однако следует знать, что если люди, на которых направлено было благодеяние, окажутся неблагодарными, то мы представляем посредством нашего постановления дарителям, в некоторых из­вестных случаях, отнять подаренное, хотя бы дарения имели полную юридическую силу. Это мы постановили с той целью, чтобы лица, подарившие свои веши другим, не терпели от них обид или ущерба, согласно исчисленным в нашем постановлении случаям.

3. Существует другой род дарений между живыми, совершенно не известный древним юристам и введенный впоследствии поздней­шими императорами. Этот род дарений назывался предбрачным и предполагал невыраженное условие, а именно, что дарение будет выполнено тогда, когда будет совершен брак; это дарение называ­лось предбрачным, потому что совершалось до брака и никогда не имело места после свадьбы. Но император Юстин, наш родитель, впервые позволил своим постановлением увеличить размеры пред-брачного дарения во время брака, после того как разрешено было увеличить приданое после свадьбы. Но неточное название так и осталось за этим видом дарения, т. е. это дарение называлось пред­брачным несмотря на то, что оно получало приращение после свадьбы. Однако мы, стремясь давать вполне законченные определе­ния и называть вещи их именами, постановили, что такие дарения и увеличиваются и получают свое начало в момент брака, приказав называть их не предбрачными, а брачными и приравняв их к прида­ному. Подобно тому как приданое не только увеличивается, но и дается во время брака, так и дарения, введенные по причине свадь­бы, не только не предшествуют браку, но и увеличиваются, и уста­навливаются, когда брак уже заключен.

4. Некогда существовал и другой способ цивильного приобре­тения посредством права приращения, которое заключается в сле­дующем. Если кто, имея сообща с Тицием раба, даст последнему свободу посредством виндикты или завещания, то в этом случае часть отпустившего теряется и переходит к товарищу. Но так как это послужило дурным примером для обмана раба относительно свободы и для причинения вреда более гуманным господам и к обо­гащению более строгих, то мы, как бы из ненависти к сему, сочли необходимым исправить этот закон благочестивым путем посред­ством нашего постановления; мы нашли путь, благодаря которому и манумиссор, и его товарищ, и получивший свободу воспользуются нашим благодеянием: раб — свободой (в интересах которой, как хорошо известно, и древние законодатели установили многое, несо­гласное с общими законоположениями) и отпустивший на волю — твердостью свободы, и товарищ — свободой от убытков, так как он получает цену раба, нами определенную в размере его хозяйской доли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: