Краткий курс лекций для подготовки к экзамену «Маркетинг»
ЛЕКЦИЯ 1. Сущность и основные понятия маркетинга.
Вопрос 1 История возникновения и сущность маркетинга
В экономической литературе маркетинг появился на рубеже 19-20 в.в. Причины:
- Крупный рост промышленности;
- Первые серьезные кризисы перепроизводства;
- Усиление конкуренции.
Становление маркетинга как науки связано с выделением его в отдельные курсы в начале 20в. в ведущих университетах США: Гарвард, Иллинойс, Мичиган.
1926 г. -создание Национальной ассоциации маркетинга и рекламы США
40-60-е г.г. 20 в. аналогичные ассоциации были созданы в Зап.Европе. и Японии. Возникли международные ассоциации: Европейская, Всемирная.
1976 г. - создана секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР.
80-е г.г. - в ряде экономических вузов СССР вводится курс маркетинга.
Проанализировав и обобщив многочисленные определения маркетинга, можно выделить 3 наиболее важных подхода:
1. Процессный. Рассматривает маркетинг как экономический процесс, направленный на удовлетворение потребностей потребителей посредством обмена. (Котлер)
|
|
2. Функциональный. Рассматривает маркетинг как хозяйственную функцию (наряду с функциями как производство, финансы, кадры), которая заключается в совершенствовании продукции, ценообразования, распределения и продвижения продукции.
3. Философский – рассматривает маркетинг как идеологию бизнеса, исходным пунктом которой является спрос на товары, ориентация деятельности на удовлетворение потребностей потребителей.
Таблица 1.1 Эволюция маркетинга как концепции управления
Концепции маркетинга | Основные принципы | Фокус внимания |
Производственная (1860-1920 гг.) | Ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступным ценам в условиях, когда спрос превышает предложение | Производство |
Товарная (1920-1930 гг.) | Ориентация на производство качественных товаров и совершенствование потребительских свойств товара | Товар |
Сбытовая (1930-1950 гг.) | Агрессивная политика продаж и активное продвижение продукции на рынок, интенсивное развитие сбытовой сети | Процесс сбыта |
Классическая или маркетинговая (1960-1980 гг.) | Исследование нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами | Потребности потребителя |
Социально-этическая (1980-1990 гг.) | Производство с учетом нужд потребителей и требований общества, исследование социальных и экологических последствий их производства и потребления | Потребности потребителя + Требования общества |
Выбор той или иной концепции маркетинговой деятельности зависит от целей и задач предприятия, от экономической ситуации в стране, от степени насыщенности рынка, от конкуренции на рынке, от степени влияния государства на рыночные процессы и т.п.