Экзистенциальная модель консультирования

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия. Экзистенция. – М.: Эксмо, 2001

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб., 2001

Экзистенция (от «выделиться», «проявиться в жизни») – «существование».

Экзистенция связана с онтологическим уровнем существования человека (с предельными, базовыми вопросами).

Экзистенциальное консультирование направлено на помощь клиенту в отстаивании и утверждении своего собственного уникального способа бытия, способа существования, несмотря (и даже вопреки) на те ограничения, которые связаны с существованием человека (этими ограничениями выступают: осознание конечности жизни, фундаментальная изоляция, чувство бессмысленности и необходимость нести бремя свободы).

Философские основания:

С. Кьеркегор считал, что разум не может охватить уникальность человека. Он выделил 3 сферы существования человека:

- эстетический (на этой ступени человеком руководят чувства, эмоции, страсти; основной принцип «Срывай день!», «Прожигай жизнь!»);

- этический (на этой ступени человеком руководит разум, чувство долга и ответственности, возникает внутреннее требование реализовать самого себя);

- религиозная (на этой ступени руководящим органом выступает сердце и чувство веры). Вера, по Кьеркегору, проявляется в том, что человек прислушивается к своему внутреннему голосу и укоренен в настоящей жизни. Страх, тревога и отчаяние свойственны людям, которые отдалились от своей природной сущности и не вступившим на третью религиозную ступень.

Ф. Ницше («Бог умер и человек всесилен»). Человек стремится к власти. Человек наделен всеми потенциалами. Человек должен активно стремиться к самоутверждению в настоящем. Человек наделен мужеством быть!

М. Хайдеггер, анализируя проблему подлинного бытия человека, выделил 3 модуса существования каждого человека:

- «падение» – экзистенциальный процесс самоотчуждения человека, потеря своей аутентичности в публичном мире, растворение человека в мире других;

- «заброшенность» – человек переживает себя заброшенным в чужой мир;

- «проект» – экзистенциальный процесс «забегания» вперед самого себя, проектирование своего будущего, следующий за осознанием своих возможностей.

При осознании этих трех модусов человек встает в позицию заботы о себе, подлинного активного бытия.

А. Камю описывает рефлексивного человека в абсурдном мире.

М. Бубер – религиозный философ, богослов. Считал человека не как отдельную сущность отделенную от других, а как срединное создание, которое существует между «Я – Ты» или «Я – Оно».

«Я – Оно» – это функциональные отношения между субъектом и объектом, в которых отсутствует взаимность, а есть отношения зависимости или выгоды.

«Я – Ты» – это взаимные отношения, включающие полноту переживаний Другого. В таких отношениях «Я» постоянно растет и создается заново. Такие отношения – это подлинная Встреча. Субъект отбрасывает стереотипы, эгоистические ожидания в отношении Другого и позволяет Другому аутентично откликнуться на свое «Я».

«Чтобы быть в отношениях с Другим, не нуждаясь в нем, человек должен потерять или превзойти себя» (М. Бубер)

В целом можно выделить две традиции экзистенциальной психологии:

- европейская экзистенциальная традиция, которая базируется на трудах европейских философов (теории Р. Мэя, И. Ялома, В. Франкла, Р. Лэнга). Эту традицию отличает акцент на экзистенциальных ограничениях человека, акцент на трагичности существования;

- американская экзистенциально-гуманистическая традиции (представлена Дж. Бьюдженталем, трансперсональной психологией, психосинтезом Р. Ассаджиоли, дзен-буддийской психологией, суфизмом). Для этих направлений свойственен оптимизм, гедонизм, антиинтеллектулизм, активная позиция в проявлении своего потенциала.

Экзистенциализм в России представлен работами Н. Бердяева, В. Соловьева и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: