Состав муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность является ресурсной основой выполнения функций местного самоуправления, служит для эффективного осуществления полномочий органами местного самоуправления и решения ключевых проблем жизнеобеспечения населения, позволяет оказывать услуги населению, получать дополнительные доходы и снижать расходы местного бюджета, способствует созданию благоприятной социальной обстановки и решению социальных задач на территории муниципальных образований.

Начиная с 1 января 2006 года правовое регулирование состава муниципальной собственности в РФ осуществляется ФЗ № 131.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

В научной литературе различие между муниципальной собственностью и государственной собственностью проводится по следующим признакам:

1. По субъекту права. Субъектом права государственной собственности является народ Российской Федерации и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

По объекту права. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом права муниципальной собственности – любое имущество, по составу соответствующее перечню, предусмотренному федеральным законодательством, а по целевому назначению – перечню вопросов местного значения.

2. По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения и прекращения права государственной собственности не являются основаниями приобретения и прекращения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).

3. По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены. Например, это относится к праву распоряжения собственностью (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).

Процесс разгосударствления и приватизации, начавшийся в 1991 году, привел к формированию новой структуры собственности в РФ. В Гражданском законодательстве указываются следующие виды собственности:

· государственная собственность РФ и субъектов РФ;

· муниципальная собственность;

· частная собственность;

· другие виды собственности (например, собственность общественных организаций).

В настоящее время процесс приватизации осуществляется в отношении отдельных объектов или пакетов акций, закрепленных в ходе массовой приватизации в государственной или муниципальной собственности, а также продолжается процесс передачи отдельных объектов из государственной в муниципальную собственность.

Муниципалитеты принимали и принимают самое непосредственное участие во всех процессах разгосударствления и приватизации. Органами местного самоуправления формируется пообъектный состав передаваемого на муниципальный уровень имущества, разрабатываются и согласовываются планы приватизации.

Муниципальные образования принимают в муниципальную собственность имущество ликвидируемых государственных предприятий, объекты социально-культурного назначения государственных и приватизированных предприятий. В муниципальную собственность могут переходить предоставляемое в счет погашения долга имущество должников местного бюджета, отдельные объекты в порядке наследования или дарения от юридических и физических лиц, а также объекты, признанные в установленном порядке бесхозяйными. Кроме того, муниципалитет может купить имущество, при условии что в местном бюджете на это предусмотрены средства и локальным нормативно-правовым актом определен орган местного самоуправления, уполномоченный совершать подобные сделки.

С самого начала проведения экономических реформ муниципалитеты обладали значительной свободой действий в отношении муниципальной собственности, несмотря на то что до 1993 года испытывали со стороны государственных органов давление, направленное на создание конкурентной среды через механизм малой приватизации (торговля, общепит, бытовые услуги). Изначально степень интенсивности процессов, связанных с реформированием отношений собственности на местах, была обусловлена уровнем понимания необходимости реформ и политической волей представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Именно поэтому сегодня различные муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по уровню экономического развития.

Разумеется, успех или неуспех экономического развития, кроме качества реформирования отношений собственности, определяется и многими другими факторами, но именно создание местного частного сектора экономики является тем базисом, на котором строится муниципальная политика экономического развития. Без развитой частной собственности инструментарий привлечения инвестиций просто не к чему приложить.

Таким образом, роль муниципалитета в процессе реформирования отношений собственности невозможно переоценить. Не менее значима она и в сегодняшней повседневной практике. В настоящее время на территории любого муниципального образования располагаются объекты и действуют хозяйствующие субъекты всех вышеназванных видов собственности. Влияние муниципалитета на состояние отношений субъектов и объектов разных видов собственности может проявляться, прежде всего, через местную политику землепользования, местную налоговую политику, а также посредством принимаемых правил благоустройства и санитарного содержания территорий.

Наименьшее влияние имеет местная власть на хозяйствующие субъекты, находящиеся в государственной собственности, особенно федерального уровня. Многие из таких субъектов (воинские части, научные учреждения) освобождены от платы за землю и других налогов. Выпадающие доходы местного бюджета должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета, но на практике этого не происходит.

Зато в отношении всех остальных хозяйствующих субъектов со стороны муниципалитета возможно как применение вышеназванных мер, так и непосредственное участие в управлении собственностью. В частности, представители местных администраций по доверенности от государственных органов управляют пакетами государственных акций в акционерных обществах со смешанным капиталом, представляют интересы местного сообщества в советах директоров.

И, наконец, полным комплексом прав, обязанностей и ответственности наделены муниципалитеты по отношению к муниципальной собственности.

Состояние объектов муниципальной собственности и муниципальных хозяйствующих субъектов целиком зависит от деятельности органов местного самоуправления.

Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъекта права муниципальной собственности муниципальные образования. Принадлежность муниципальной собственности муниципальным образованиям, представляющим собой публично-правовые образования обусловливает публичный характер такой собственности.

Приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается исключительно на органы местного самоуправления. Для населения муниципальных образований, которое является субъектом права муниципальной собственности, такие полномочия ни Конституцией РФ, ни ГК РФ не предусмотрены.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются не задействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то органы местного самоуправления могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: