Практические письменные задания № 2

1. Составьте схему «Источники муниципального права»

2. Определите субъектов и последовательность их действий, в случае принятия муниципальным образованием нормы противоречащей Конституции России

3. Определите характер и содержание ответственности субъектов, в случае принятия муниципальным образованием нормы противоречащей Конституции России

Методические указания и пояснения:

Первый вопрос имеет исключительно теоретическое значение и содержание. В процессе его подготовки студентам необходимо будет «освежить» знания из курса Теория права и государства, а именно вспомнить, что понимается в теории права под такими понятиями как: система права, система законодательства, кодекс права.

При характеристике вопроса следует иметь в виду условный характер понятия и содержания «система МП», состоящий в том, что не существует общепринятой точки зрения на институты, из которых складывается система МП. Особое внимание следует уделить обоснованности подхода проф. Е.С.Шугриной, выделяющей в системе МП общую, особенную и специальные части.

Во втором вопросе следует обратить внимание на особенности источников МП, их принципиальное отличие от источников иных отраслей права, а также что является общим у источников МП и других отраслей права.

Подпункты второго вопроса требуют общей характеристики основных источников МП. При их подготовке следует особое внимание обратить на соотношение с точки зрения юридической силы между актами международного права и актами, принятыми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также необходимо дать полную и всестороннюю характеристику основополагающим источникам МП (Конституция РФ, ФЗ-131, Европейская Харатия).

Для понимания всего существующего массива нормативно-правовых актов в сфере МС студентам целесообразно ознакомиться с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При характеристике последнего вопроса следует обратить внимание, что ФЗ-131 содержит специальную статьи (ст. 4. Правовая основа местного самоуправления; ст. 7. Муниципально-правовые акты) и главу (гл. 7. Муниципальные правовые акты), поэтому основой подготовки к вопросу должно стать детальное изучение содержания данной главы.

Ключевой аспект второго вопроса – это характер и содержание компетенции (полномочия, функции, юрисдикция) основных субъектов муниципально-правового регулирования – федерации, субъекта федерации и муниципалитетов. Для этого внимательно проанализируйте ст.ст. 71 и 72 Конституции России.

Итоговый материал целесообразно представить в виде сравнительной таблицы, выделив ключевые сферы ответственности федерации, субъектов федерации и муниципалитетов.

Тема 1. Муниципальное право: понятие и общая характеристика***

План:

1) Понятие и характеристика муниципального права как учебной дисциплины, науки и отрасли права.

2) Муниципально-правовые отношения: понятие и общая характеристика

1)

Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципальногоправа.

Муниципальное право как учебная дисциплина и наука.

а) Появление обусловлено несколькими предпосылками:

§ учреждение местного самоуправления:

§ развитие законодательства.

1) появление местного самоуправления как самостоятельного института власти. В период советской власти местного самоуправления не было, существовали органы общественной самодеятельности (товарищеские дружины). Советы народных депутатов – орган власти (а не местного самоуправления), все вопросы решались сверху. Принцип разделения власти действует как по горизонтали, так и по вертикали → 3 уровня власти: федеральная, субъектов федерации, муниципальная.

Конституция 1993г. определила местное самоуправление как основу конституционного строя (ст. 12), как форму народовластия (ст. 3), как право граждан на решение вопросов местного значения; как право граждан на управление делами общества.

2) Появление законодательства о местном самоуправлении. К середине 90-х годов объем норм значительно вырос, такие нормы принимались на всех 3 уровнях власти.

Муниципальное от латинского municipium – самоуправляющаяся община.

Ст. 7 – об общих принципах (почему называется муниципальным).

Б) муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления.

Вторичная, производная отрасль муниципального права – комплексная отрасль российского права (бюджет, здравоохранение – комплекс общественных отношений, которая регулирует муниципальное права). В муниципальное право входят нормы других отраслей права.

Муниципальное право – комплексная отрасль, содержащая совокупность правовых норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления.

В) Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, решающих в основе организации и деятельности местного самоуправления общественные отношения, которые:

§ это отношения, которые возникают при определении населением и органами местного самоуправления системы местного самоуправления;

§ отношения, которые возникают при управлении всем муниципальным хозяйством;

§ отношения, которые возникают при наделении государством органов местного самоуправления полномочиями.

§ обеспечение гарантий на осуществление местного самоуправления.

Г) Под методом следует понимать совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления. Императивный и диспозитивный метод.

Способы воздействия, 3 метода:

§ предписание;

§ дозволение;

§ запрет.

Предписание характерно для императивных отраслей права. Предписание построено на субординации, прямом подчинении, юридическим фактом является предписание.

Дозволение – характерно для диспозитивного метода (нормы частного права, договоры).

Запрет – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, может быть использован как в императивном, так и в диспозитивном методе.

§ Метод гарантий должно гарантировать местное самоуправление: государство не вправе вмешиваться в те вопросы, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

§ Метод рекомендации.

§ Метод саморегуляции, содержится в локальных законодательных нормах.

Д) Система права – это комплекс однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений. Система местного самоуправления основывается на логическом последовательном разделении норм в однородные правовые группы (правовой комплексный институт).

Система местного самоуправления выстраивается с учетом его предмета. Правовые комплексы – это нормы.

Группы норм:

1) нормы, которые закрепляют различные основы, территориальные, экономические, финансовые, социальные).

2) правомочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

§ отдельные государственные вопросы.

Вторая систематизация.

Муниципальное право делится на правовые институты: институт муниципальной службы, институт выборов, институт договорных отношений.

Муниципально-правовые отношения.

Муниципально-правовые отношения – отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности муниципального права в границах конкретной территории.

Возникают, изменяются или прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, именуемыми юридическими фактами. Особенности муниципально-правовых отношений состоит в том, что:

§ они могут возникать по воле как одной стороны, так и двух и более сторон;

§ одной из сторон всегда выступает население муниципального образования или его представители в лице органа местного самоуправления или должностного лица;

§ отношения носят локально-территориальный уровень муниципально-правовых отношений, имеют свою структуру:

§ 1) содержания, 2) объект, 3) субъект.

(1) юридическое содержание: юридические права и обязанности его участников, определяемых муниципально-правовой нормой.

Фактическое содержание: поведение конкретных субъектов в рамках их юридических прав и обязанностей.

(2) Объект – материальные и нематериальное благо (право). Социально-экономическое благо – объект – материальный.

(3) Под субъектом муниципально-правовых отношений понимаются участники, выступающие в качестве сторон общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления. Одна сторона- носитель правомочия, права; другая – носитель обязанности. Между ними возникает общественная связь в форме субъективных юридических прав и обязанностей. В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать как физические, так и юридические лица, как индивиды, так коллективы, группы:

а) особый субъект – муниципальные образования;

б) те субъекты, которые наделены правом принимать решения или участвовать в принятии решений по вопросам местного значения;

в) все остальные (которые способствуют, содействуют осуществлению местного самоуправления.

Ст. 10 закона об общих принципах: муниципальные образования вправе создавать ассоциации.

ГК ст. 215 – вся муниципальная собственность принадлежит муниципальному образованию (1 группа субъектов → возникают гражданские правоотношения → муниципальное образование – юридическое лицо.

Ст. 124 (2 группа субъектов)

§ собрания, сходы, конференции граждан;

§ органы местного самоуправления;

§ граждане.

Население (страны, муниципальные образования). Муниципальные образования – граждане, проживающие в границах муниципального образования и реализующие свое право на осуществление местного самоуправления.

Под субъектом следует понимать социальную общность людей, выявляющих свой гражданский потенциал.

Право граждан на самоуправление – конституционное право. Субъектом муниципально-правовых отношений могут быть:

§ органы государственной власти

§ общественные объединения

§ предприятия

§ политические партии.

Особенности муниципально-правовых норм.

1) Муниципально-правовая норма – норма права, которая закрепляет и регулирует общественные отношения, возникающие на местном уровне.

2)

§ они издаются государством, но принимаются органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти.

§ Нормы муниципального права регулируют отношения, связанные с образованием и деятельностью органов местного самоуправления, деятельность которых должна быть подчинена интересом населения;

§ Нормы, составляющие отрасль, являются нормами и частного и публичного права;

§ Эти нормы действуют на локально-территориальном уровне;

§ В случае нарушения основной мерой принуждения служит судебное решение.

Муниципально-правовые документы: – договоры;

– акты.

Договор – результат согласования интересов двух и более субъектов.

Акт – документ, изданный наделенными властью органами; создает правила поведения и устанавливает юридические права или обязанности, ответственность участников. Нормативно-правовой акт определяет цели и задачи, пределы компетенции и гарантируют гражданам выполнение этих прав.

Доп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: