1. Составьте схему «Источники муниципального права»
2. Определите субъектов и последовательность их действий, в случае принятия муниципальным образованием нормы противоречащей Конституции России
3. Определите характер и содержание ответственности субъектов, в случае принятия муниципальным образованием нормы противоречащей Конституции России
Методические указания и пояснения:
Первый вопрос имеет исключительно теоретическое значение и содержание. В процессе его подготовки студентам необходимо будет «освежить» знания из курса Теория права и государства, а именно вспомнить, что понимается в теории права под такими понятиями как: система права, система законодательства, кодекс права.
При характеристике вопроса следует иметь в виду условный характер понятия и содержания «система МП», состоящий в том, что не существует общепринятой точки зрения на институты, из которых складывается система МП. Особое внимание следует уделить обоснованности подхода проф. Е.С.Шугриной, выделяющей в системе МП общую, особенную и специальные части.
|
|
Во втором вопросе следует обратить внимание на особенности источников МП, их принципиальное отличие от источников иных отраслей права, а также что является общим у источников МП и других отраслей права.
Подпункты второго вопроса требуют общей характеристики основных источников МП. При их подготовке следует особое внимание обратить на соотношение с точки зрения юридической силы между актами международного права и актами, принятыми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также необходимо дать полную и всестороннюю характеристику основополагающим источникам МП (Конституция РФ, ФЗ-131, Европейская Харатия).
Для понимания всего существующего массива нормативно-правовых актов в сфере МС студентам целесообразно ознакомиться с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При характеристике последнего вопроса следует обратить внимание, что ФЗ-131 содержит специальную статьи (ст. 4. Правовая основа местного самоуправления; ст. 7. Муниципально-правовые акты) и главу (гл. 7. Муниципальные правовые акты), поэтому основой подготовки к вопросу должно стать детальное изучение содержания данной главы.
|
|
Ключевой аспект второго вопроса – это характер и содержание компетенции (полномочия, функции, юрисдикция) основных субъектов муниципально-правового регулирования – федерации, субъекта федерации и муниципалитетов. Для этого внимательно проанализируйте ст.ст. 71 и 72 Конституции России.
Итоговый материал целесообразно представить в виде сравнительной таблицы, выделив ключевые сферы ответственности федерации, субъектов федерации и муниципалитетов.
Тема 1. Муниципальное право: понятие и общая характеристика***
План:
1) Понятие и характеристика муниципального права как учебной дисциплины, науки и отрасли права.
2) Муниципально-правовые отношения: понятие и общая характеристика
1)
Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципальногоправа.
Муниципальное право как учебная дисциплина и наука.
а) Появление обусловлено несколькими предпосылками:
§ учреждение местного самоуправления:
§ развитие законодательства.
1) появление местного самоуправления как самостоятельного института власти. В период советской власти местного самоуправления не было, существовали органы общественной самодеятельности (товарищеские дружины). Советы народных депутатов – орган власти (а не местного самоуправления), все вопросы решались сверху. Принцип разделения власти действует как по горизонтали, так и по вертикали → 3 уровня власти: федеральная, субъектов федерации, муниципальная.
Конституция 1993г. определила местное самоуправление как основу конституционного строя (ст. 12), как форму народовластия (ст. 3), как право граждан на решение вопросов местного значения; как право граждан на управление делами общества.
2) Появление законодательства о местном самоуправлении. К середине 90-х годов объем норм значительно вырос, такие нормы принимались на всех 3 уровнях власти.
Муниципальное от латинского municipium – самоуправляющаяся община.
Ст. 7 – об общих принципах (почему называется муниципальным).
Б) муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления.
Вторичная, производная отрасль муниципального права – комплексная отрасль российского права (бюджет, здравоохранение – комплекс общественных отношений, которая регулирует муниципальное права). В муниципальное право входят нормы других отраслей права.
Муниципальное право – комплексная отрасль, содержащая совокупность правовых норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления.
В) Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, решающих в основе организации и деятельности местного самоуправления общественные отношения, которые:
§ это отношения, которые возникают при определении населением и органами местного самоуправления системы местного самоуправления;
§ отношения, которые возникают при управлении всем муниципальным хозяйством;
§ отношения, которые возникают при наделении государством органов местного самоуправления полномочиями.
§ обеспечение гарантий на осуществление местного самоуправления.
Г) Под методом следует понимать совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления. Императивный и диспозитивный метод.
Способы воздействия, 3 метода:
§ предписание;
§ дозволение;
§ запрет.
Предписание характерно для императивных отраслей права. Предписание построено на субординации, прямом подчинении, юридическим фактом является предписание.
|
|
Дозволение – характерно для диспозитивного метода (нормы частного права, договоры).
Запрет – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, может быть использован как в императивном, так и в диспозитивном методе.
§ Метод гарантий должно гарантировать местное самоуправление: государство не вправе вмешиваться в те вопросы, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.
§ Метод рекомендации.
§ Метод саморегуляции, содержится в локальных законодательных нормах.
Д) Система права – это комплекс однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений. Система местного самоуправления основывается на логическом последовательном разделении норм в однородные правовые группы (правовой комплексный институт).
Система местного самоуправления выстраивается с учетом его предмета. Правовые комплексы – это нормы.
Группы норм:
1) нормы, которые закрепляют различные основы, территориальные, экономические, финансовые, социальные).
2) правомочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
§ отдельные государственные вопросы.
Вторая систематизация.
Муниципальное право делится на правовые институты: институт муниципальной службы, институт выборов, институт договорных отношений.
Муниципально-правовые отношения.
Муниципально-правовые отношения – отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности муниципального права в границах конкретной территории.
Возникают, изменяются или прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, именуемыми юридическими фактами. Особенности муниципально-правовых отношений состоит в том, что:
§ они могут возникать по воле как одной стороны, так и двух и более сторон;
§ одной из сторон всегда выступает население муниципального образования или его представители в лице органа местного самоуправления или должностного лица;
§ отношения носят локально-территориальный уровень муниципально-правовых отношений, имеют свою структуру:
|
|
§ 1) содержания, 2) объект, 3) субъект.
(1) юридическое содержание: юридические права и обязанности его участников, определяемых муниципально-правовой нормой.
Фактическое содержание: поведение конкретных субъектов в рамках их юридических прав и обязанностей.
(2) Объект – материальные и нематериальное благо (право). Социально-экономическое благо – объект – материальный.
(3) Под субъектом муниципально-правовых отношений понимаются участники, выступающие в качестве сторон общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления. Одна сторона- носитель правомочия, права; другая – носитель обязанности. Между ними возникает общественная связь в форме субъективных юридических прав и обязанностей. В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать как физические, так и юридические лица, как индивиды, так коллективы, группы:
а) особый субъект – муниципальные образования;
б) те субъекты, которые наделены правом принимать решения или участвовать в принятии решений по вопросам местного значения;
в) все остальные (которые способствуют, содействуют осуществлению местного самоуправления.
Ст. 10 закона об общих принципах: муниципальные образования вправе создавать ассоциации.
ГК ст. 215 – вся муниципальная собственность принадлежит муниципальному образованию (1 группа субъектов → возникают гражданские правоотношения → муниципальное образование – юридическое лицо.
Ст. 124 (2 группа субъектов)
§ собрания, сходы, конференции граждан;
§ органы местного самоуправления;
§ граждане.
Население (страны, муниципальные образования). Муниципальные образования – граждане, проживающие в границах муниципального образования и реализующие свое право на осуществление местного самоуправления.
Под субъектом следует понимать социальную общность людей, выявляющих свой гражданский потенциал.
Право граждан на самоуправление – конституционное право. Субъектом муниципально-правовых отношений могут быть:
§ органы государственной власти
§ общественные объединения
§ предприятия
§ политические партии.
Особенности муниципально-правовых норм.
1) Муниципально-правовая норма – норма права, которая закрепляет и регулирует общественные отношения, возникающие на местном уровне.
2)
§ они издаются государством, но принимаются органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти.
§ Нормы муниципального права регулируют отношения, связанные с образованием и деятельностью органов местного самоуправления, деятельность которых должна быть подчинена интересом населения;
§ Нормы, составляющие отрасль, являются нормами и частного и публичного права;
§ Эти нормы действуют на локально-территориальном уровне;
§ В случае нарушения основной мерой принуждения служит судебное решение.
Муниципально-правовые документы: – договоры;
– акты.
Договор – результат согласования интересов двух и более субъектов.
Акт – документ, изданный наделенными властью органами; создает правила поведения и устанавливает юридические права или обязанности, ответственность участников. Нормативно-правовой акт определяет цели и задачи, пределы компетенции и гарантируют гражданам выполнение этих прав.
Доп