Школа научного менеджмента (1885-1920)

Развитие теории и практики муниципального управления в зарубежных странах.

Впервые термин «государственно-административное управление» (public administrative management) был использован в программе Республиканской партии США в 1986 г., однако первые работы по государственному управлению появились еще в глубокой древности. Уже с тех времен известны работы философов Китая, Греции, Рима, Египта, содержащие рекомендации по различным аспектам управления.

В течение почти двух тысячелетий - со времен античности и вплоть до XVIII в. – все знания о социальных явлениях были единой целостной системой, которая сводилась к политике, а общественная жизнь была подчинена интересам государства. Это явилось основной причиной того, что теория государственного управления развивалась в русле общей политологической традиции и лишь в конце XIX в. стала выделяться в самостоятельную область научных исследований.

Существенный импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами, централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США и странах Западной Европы в последние десятилетия ХIХ в. и в первые десятилетия ХХ в.

Школа научного менеджмента (1885-1920).

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Генри Форда, Френка и Лилии Гильбрет, Генри Ганта, Г. Эмерсона и др. Основные теоретические положения изложены и работах Тейлора: «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912 г). В своих трудах Фредерик Тейлор разработал ряд принципов и методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главные идеи в области менеджмента были сформулированы Тейлором в виде принципов "научного управления":

· разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

· абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;

· подбор, обучение и расстановка работников на те рабочие места и задания, на которых они могут дать наибольшую пользу;

· оплата по результатам (меньшие результаты - меньшая оплата, большие результаты - большая оплата);

· использование функциональных менеджеров, осуществляющих обдумывание работ и контроль по специализированным направлениям;

· поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией) с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Большой вклад в развитие школы научного менеджмента сделал Генри Форд. Он является одним из создателей теории менеджмента. Ему принадлежит идея внедрения в производство конвейерной организации труда и разработка принципов, сущность которых сводится к следующему:

1. централизация управления в одном центре на основе строгой вертикальной организации объединения ряда предприятий, входящих в цепочку по изготовлению автомобиля;

2. глубокое разделение труда в конвейерном производстве на основе высокой квалификации рабочих;

3. развитие стандартизации в производстве автомобиля, что дает возможность на основе базовой модели выпускать различные его модификации;

4. постоянное совершенствование управления производством.

Создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Ф. Тейлор рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать, и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

Он выделил четыре группы управленческих функций:

· выбор цели;

· выбор средств;

· подготовка средств;

· контроль результатов.

Френк и Лилиан Гильбреты - видные американские исследователи и основоположники идей научного менеджмента. В начале XX в. начали изучать рабочие операции, используя кинокамеру и микрохронометр, который изобрел Френк. С помощью стоп-кадров Гильбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кистей рук, которые получили название терблиги.

Такая модель организации характерна для «инженерного подхода» к управлению. Основными характеристиками организации и системы ее управления считаются цели и, в соответствии с ними, иерархия органов управления. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур, которыми должен пользоваться человек.

Можно выделить следующие основные положения концепции научного управления:

Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, сложившиеся на практике методы работы на научное исследование каждого ее элемента.

Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка, обучение и справедливое стимулирование труда.

Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Научное управление выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: