Неречевая симптоматика

Нарушения темпа речи несудорожного характера (тахилалия и брадилалия, их причины, механизмы, симптоматика и направления коррекционно-логопедической работы)

Тахилалия

Одни авторы связывают возникновение тахилалии с органическими нарушениями центрального механизма речи. Другие видят причину ускорения речи в неправильной функции экстрапирамидной системы в которой входят подкорковые образования регулирующие темпоритмическую работу.

Основным звеном в механизме тахилалии многие авторы считают расстройство темпа внешней и внутренней речи с паталогическим преобладающим процессом……………………………

Направления и систематика работы т.

Коррекционная работа при любом речевом нарушении исходит из структуры дефекта, т.е. совокупности его симптомов, которые необходимо устранить. Проявления симптомании при брадилалии и тахилалии разнообразны (описание симптоматики т.).

Речевая симптоматика охватывает все стороны речевой деятельности, а именно:

- внешняя организация внутреннего строения,

- страдает арт. моторика,

- прасодия,

- голос, чтение и письмо,

-лексикограмматический строй речи.

Неречевая симптоматика

-общая моторика и тонкая моторика рук

- нарушения психических процессов

- нарушения эмоционально-волевой сферы

- нарушения поведения в целом.

Разноплановость и многообразие симптоматики и причин ее возникновения определяют необходимость комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению нарушения темпа речи несудорожного характера.

Медиц. направление воздействия включает медикоментозное, физиотерапетивтическое и другие виды лечения, а также ЛФК, логопедическую ритмику, оздоровительные мероприятия.

мероприятия брадилалия тахилалия
Медиц. направление воздействия: Активизация нервной деятельности, нормализация психики. Лекарства……направлены на достижение тонизирующего эффекта. Направлено на общеукрепляющее общеуспе….. лечение. Л. снимают повышенную возбудимость, раздражительность, беспокойство, двигательную расторможенность, реактив…и поведения.
Занятия лечебной физкультурой, логопедической ритмикой направлены на нормализацию двигательной сферы, темпоритмической организации поведения Включает: -комплексн.гимнастические упражнения для туловища, конечностей в сочетации с дыхател.упражнениям, что способствует увеличению скорост и выполнения нормализации темп двигательных реакций. Направлено на воспитание тормозных процессом, выдержке, спокойствия, сосредоченностина упражнении. Все упражнения ЛФК, логоритмические занятия проводятся в соответств.темпе, под счет или соответственно темпу музыкального сопровождения.
     
     

Психотерапевтическое воздействие направлено на нормализацию психической сферы ребенка, на формирование правильного отношения к своей речи, к себе, к окружению. Основным средством этой направленности является рациональная психотерапия, которая проводится в форме бесед, разъяснений, убеждений, внушений и других средств про поводу общего состояния ребенка, проводимых с ним лечебного мероприятий, активной позиции и участия в коррекцион.работе.

Применительно к детям используются и косвенная психотерапия, т.е. воздействие в виде сопровождающих занятия замечаний, постоянных подбадри- вания, поддержки, похвала и одобрения, подчеркивания малейшего проявления успеха. Рационал. психотерапия проводится как коллективно, так и в форме индивидуального воздействия. При работе с подростками и взрослыми используются также суггестивные психотерапии (гипнотическое внушение), аутогенная тернировка, элементы самовнушения и т.д. Больных обучают приемам саморегуляции (активной регуляция мышечного тонуса, локальная релоксация мышц, температура изменения тела.

Логопедическая работа при тахилалии и брадилалии направлена н а воспитание соответствующего характера дыхания и голосообразования, соответствующего темпа чтения упорядочения общего и речевого поведения, воспитания внимания собственной речи и речи окружающих. Применительно к тахилалии логопедическое воздействие с детьми-подростками проводится поэтапно и методика предписывает 5 этапов:

1. Режим молчания

В течении 1-2 недель предусматривает ознакомление детей с организацией, содержанием будущих занятий, правилами поведения и т.д. Весь этот период речь максимально ограничивается самыми необходимыми ситуативными репликами.

Результат: снятие тревожности, переживаний из-за дефекта, направлен на успокоение и вселение уверенности в успехе.

Занятия с логопедом ограничивается простейшим речевым материалом, которое произносится детьми в форме сопряженной, отраженной речи в медленном темпе. Проводятся также простые беседы, в процессе которых осваивается замедленный темп речи. Образцом ее является речь логопеда и всех окружающих.

2. Овладение медленным темпом речи на материале громкого чтения. Образец чтения дает логопед. Детям предлагается читать сопряжено, отраженно, друг за другом. Обычно к занятиям в чтении предшествуют речевой зарядки в виде словесных рядов, эталонов: название времен года, месяцев, дней, недели, счет, Ф.И.О. Эти ряды произносятся плавно, слитно, в замедленном темпе. Слитно и замедленно – основная установка. Все движения, реакции на ситуации, все поведение в целом должны носить замедленный характер. В конце этапа каждый ребенок устно отчитывается о своих достижениях, о самочувствии, о настроении, о работе в группе, классе, дома.

3. Направлен на внешнее выражение своих мыслей редактирования высказываний, соотнесенность и анализ высказываний задумано. Материалом логопедических занятий являются пересказы прочитанного самим или других по плану и без упражнения в редактировании одной и той же фразы.

4. чтение про себя в медленном темпе, с последующим коллективным пересказом на этом этапе значительное внимание отводится индивидуальной работе. Приемы: сопряжено-отраженная речь, ритмизированное в медленном темпе чтение и другие приемы. Большое место отводится функциональной тренировке 9т.е. диалогу, общению в различных ситуациях)

5. Этап подготовки и проведения публичного выступления. На индивидуальных и групповых занятиях отрабатываются сообщения открытки, стихи. Другого материала, манеры поведения. Затем организуется само выступление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: