Нарушения темпа речи несудорожного характера (тахилалия и брадилалия, их причины, механизмы, симптоматика и направления коррекционно-логопедической работы)
Тахилалия
Одни авторы связывают возникновение тахилалии с органическими нарушениями центрального механизма речи. Другие видят причину ускорения речи в неправильной функции экстрапирамидной системы в которой входят подкорковые образования регулирующие темпоритмическую работу.
Основным звеном в механизме тахилалии многие авторы считают расстройство темпа внешней и внутренней речи с паталогическим преобладающим процессом……………………………
Направления и систематика работы т.
Коррекционная работа при любом речевом нарушении исходит из структуры дефекта, т.е. совокупности его симптомов, которые необходимо устранить. Проявления симптомании при брадилалии и тахилалии разнообразны (описание симптоматики т.).
Речевая симптоматика охватывает все стороны речевой деятельности, а именно:
- внешняя организация внутреннего строения,
|
|
- страдает арт. моторика,
- прасодия,
- голос, чтение и письмо,
-лексикограмматический строй речи.
Неречевая симптоматика
-общая моторика и тонкая моторика рук
- нарушения психических процессов
- нарушения эмоционально-волевой сферы
- нарушения поведения в целом.
Разноплановость и многообразие симптоматики и причин ее возникновения определяют необходимость комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению нарушения темпа речи несудорожного характера.
Медиц. направление воздействия включает медикоментозное, физиотерапетивтическое и другие виды лечения, а также ЛФК, логопедическую ритмику, оздоровительные мероприятия.
мероприятия | брадилалия | тахилалия |
Медиц. направление воздействия: | Активизация нервной деятельности, нормализация психики. Лекарства……направлены на достижение тонизирующего эффекта. | Направлено на общеукрепляющее общеуспе….. лечение. Л. снимают повышенную возбудимость, раздражительность, беспокойство, двигательную расторможенность, реактив…и поведения. |
Занятия лечебной физкультурой, логопедической ритмикой направлены на нормализацию двигательной сферы, темпоритмической организации поведения | Включает: -комплексн.гимнастические упражнения для туловища, конечностей в сочетации с дыхател.упражнениям, что способствует увеличению скорост и выполнения нормализации темп двигательных реакций. | Направлено на воспитание тормозных процессом, выдержке, спокойствия, сосредоченностина упражнении. Все упражнения ЛФК, логоритмические занятия проводятся в соответств.темпе, под счет или соответственно темпу музыкального сопровождения. |
Психотерапевтическое воздействие направлено на нормализацию психической сферы ребенка, на формирование правильного отношения к своей речи, к себе, к окружению. Основным средством этой направленности является рациональная психотерапия, которая проводится в форме бесед, разъяснений, убеждений, внушений и других средств про поводу общего состояния ребенка, проводимых с ним лечебного мероприятий, активной позиции и участия в коррекцион.работе.
|
|
Применительно к детям используются и косвенная психотерапия, т.е. воздействие в виде сопровождающих занятия замечаний, постоянных подбадри- вания, поддержки, похвала и одобрения, подчеркивания малейшего проявления успеха. Рационал. психотерапия проводится как коллективно, так и в форме индивидуального воздействия. При работе с подростками и взрослыми используются также суггестивные психотерапии (гипнотическое внушение), аутогенная тернировка, элементы самовнушения и т.д. Больных обучают приемам саморегуляции (активной регуляция мышечного тонуса, локальная релоксация мышц, температура изменения тела.
Логопедическая работа при тахилалии и брадилалии направлена н а воспитание соответствующего характера дыхания и голосообразования, соответствующего темпа чтения упорядочения общего и речевого поведения, воспитания внимания собственной речи и речи окружающих. Применительно к тахилалии логопедическое воздействие с детьми-подростками проводится поэтапно и методика предписывает 5 этапов:
1. Режим молчания
В течении 1-2 недель предусматривает ознакомление детей с организацией, содержанием будущих занятий, правилами поведения и т.д. Весь этот период речь максимально ограничивается самыми необходимыми ситуативными репликами.
Результат: снятие тревожности, переживаний из-за дефекта, направлен на успокоение и вселение уверенности в успехе.
Занятия с логопедом ограничивается простейшим речевым материалом, которое произносится детьми в форме сопряженной, отраженной речи в медленном темпе. Проводятся также простые беседы, в процессе которых осваивается замедленный темп речи. Образцом ее является речь логопеда и всех окружающих.
2. Овладение медленным темпом речи на материале громкого чтения. Образец чтения дает логопед. Детям предлагается читать сопряжено, отраженно, друг за другом. Обычно к занятиям в чтении предшествуют речевой зарядки в виде словесных рядов, эталонов: название времен года, месяцев, дней, недели, счет, Ф.И.О. Эти ряды произносятся плавно, слитно, в замедленном темпе. Слитно и замедленно – основная установка. Все движения, реакции на ситуации, все поведение в целом должны носить замедленный характер. В конце этапа каждый ребенок устно отчитывается о своих достижениях, о самочувствии, о настроении, о работе в группе, классе, дома.
3. Направлен на внешнее выражение своих мыслей редактирования высказываний, соотнесенность и анализ высказываний задумано. Материалом логопедических занятий являются пересказы прочитанного самим или других по плану и без упражнения в редактировании одной и той же фразы.
4. чтение про себя в медленном темпе, с последующим коллективным пересказом на этом этапе значительное внимание отводится индивидуальной работе. Приемы: сопряжено-отраженная речь, ритмизированное в медленном темпе чтение и другие приемы. Большое место отводится функциональной тренировке 9т.е. диалогу, общению в различных ситуациях)
5. Этап подготовки и проведения публичного выступления. На индивидуальных и групповых занятиях отрабатываются сообщения открытки, стихи. Другого материала, манеры поведения. Затем организуется само выступление.