Развитие ручной моторики

Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обус­ловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и ре­чевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование ре­чевых зон коры головного мозга осуществляется под влия­нием кинестетических импульсов, поступающих от рук. В связи с этим, совершенствование ручной моторики спо­собствует активизации моторных речевых зон головного мозга и в целом развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у дошкольников и младших школьников с ЗПР имеет большое значение и для подготов­ки этих детей к овладению письмом.

В процессе работы по развитию ручной моторики мож­но использовать приемы, описанные в работах О. С. Бот, М. М. Кольцовой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, В. В. Цвынтарного и др.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

упражнения НА СТАТИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК, ВОСПРО­ИЗВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЦЕВ

«Крыша дома»

Ладони соприкасаются кончиками пальцев, образуя угол. Большие пальцы соединены внизу, образуя горизонтальную линию.

«Флажок»

Четыре пальца руки (кроме большого) соединены вместе. Ладонь расположена вертикально, мизинец вверху, большой палец опущен вниз перпендикулярно остальным пальцам.

«Лодочк а»

Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кон­чики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально.

«Пароходик»

В отличие от предыдущего упражнения, большие паль­цы подняты вверх.

«Коз а»

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, да­лее — пальцами обеих рук.

«Очки»

Образовать два кружка большим и указательным паль­цами обеих рук, а затем соединить их.

«Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

«Птичка пьет водичку»

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак. Указатель­ный палец левой руки опускается в отверстие.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

«Цвет ок»

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскры­ты и слегка округлены.

«Улитка»

Правая рука лежит на столе вниз, указательный и сред­ний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сги­баются.

«Солнечные лучи» Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

«Ел к а»

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

«Кошк а»

Средний и безымянный пальцы смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

«Курочка»

Ладонь расположена горизонтально. Большой и указа­тельный пальцы соединены. Остальные пальцы наклады­ваются друг на друга в полусогнутом состоянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: