Метода бумеранга

Бумеранг – это способ усвоения содержания педагогического процесса во время воспитательной работы с объектом. «Объясняя детям, сама начала понимать», - призналась одна учительница в анекдоте. В данной ситуации она неосознанно призналась в применении метода бумеранга. «Учи других, и сам научишься», - гласит русская пословица. Метод бумеранга, по-другому, – это способ воздействия на воспитанника путем постановки его в положение учителя.

К сожалению, об этом методе известно мало. О нем нет серьезных научных трудов. Такое обстоятельство приводит к недооценке его. Он педагогами применяется в основном неосознанно.

Между тем, метод бумеранга обладает большими возможностями. Во-первых, он экономичен. Ведь, применяя его, одним выстрелом поймаешь несколько зайцев. Ученик, привлеченный учителем к работе с другим учеником, развивая подопечного, одновременно и сам развивается. У него появляются педагогические умения, стремление быть примером, достойным своего статуса. В то же время педагог в его лице приобретает помощника, из-за чего у него появляется дополнительное время для работы с другими воспитанниками. Это уже – третий заяц. Во-вторых, знания, умения, навыки, черты характера, отношения, полученные методом бумеранга, как правило, бывают прочными и разносторонними. Ученик, который привлечен к работе с другим учеником, обычно готовится более ответственно, чтобы научить его чему-либо. В это время он становится более активным, любопытным, читает, повторяет, обращается к педагогу за консультациями. Если его постоянно ставить в положение учителя, то он становится доброжелательным, привыкает всегда и всюду помогать другим. Этим самым он завоевывает авторитет, что немаловажно для дальнейшего его развития. В-третьих, метод бумеранга благоприятно влияет на формирование самостоятельности. А. Дистервег писал: «Любой метод… хороший в той мере, в какой пробуждает в нем самодеятельность» [52, с. 128]. Ученик, применяемый метод бумеранга, самостоятельно работает с воспитанником. При этом, как правило, для него нет четких схем действий, контроля, значит, есть повод проявления творчества, изобретательности. Он даже тогда, когда привлечен к этой работе педагогом, находится в основном на свободном плавании.

Из-за таких положительных свойств метод бумеранга может применяться и для корректировки отклонений в развитии личности. Например, если неаккуратного, «грязного» ребенка назначить санитаром, то через некоторое время он может стать чистоплотным. Во время проверки чистоты товарищи ему сделают замечание, критикуют, и он вынужден привести себя в порядок. Выполнение педагогических обязанностей может исправить даже тех, кто встал на путь нарушения законов и норм морали. Не зря некоторые люди, став родителями, избавляются от своих серьезных недостатков. Такова роль и значение метода бумеранга в педагогическом процессе.

Механизм воздействия метода бумеранга заключается в следующем. Во время выполнения педагогических обязанностей ученик на себе испытывает трудности воспитательной работы, лучше понимает учителей и становится послушным, восприимчивым к воспитанию. Во-вторых, предъявляя требования к другому человеку, он подвергается самовнушению, в результате чего начинает отрицательно относиться к недостаткам, у него появляется желание стать хорошим человеком. В-третьих, во время этой работы он убеждается в том, что качество восприятия педагогического воздействия зависит от авторитета. Поэтому начинает заботиться о своем авторитете. Все это заставляет его работать над собой, и он становится и воспитанником, и воспитателем одновременно.

Эффективность метода бумеранга в первую очередь зависит от правильного его выбора. На выбор метода бумеранга влияют следующие факторы: готовность человека применять его; содержание педагогического процесса; взаимоотношения между объектом и субъектом; достаточность времени для того, чтобы получить запланированный результат с помощью бумеранга и т.д.

Готовность субъекта ПП к применению метода бумеранга довольно обширное понятие. Она включает в себя следующие аспекты: наличие желания помогать другому человеку; наличие необходимых для педагогической работы черт характера таких, как доброжелательность, настойчивость, сила воли, ответственность, уверенность и т.д.; овладение некоторые базовыми педагогическими умениями.

При выборе бумеранга учитывается и содержание педагогического процесса. Например, на занятиях по химии нежелательно учащихся привлекать к демонстрации опытов. Правила техники безопасности не разрешает это. Изучение дискуссионных, малоисследованных вопросов не поручается детям.

Взаимоотношения между учениками также играют роль в выборе метода бумеранга. Если они не воспринимают друг друга, конфликтуют или между ними имеются другие какие-то барьеры, выбор данного метода нежелателен. Между этими учащимися деловое сотрудничество не возникнет.

Метод бумеранга выбирается и с учетом достаточности времени для получения запланированного результата. Результат, как правило, вызывает чувство удовлетворения, ощущение победы. Отсутствие результата лишает человека их.

Несмотря на научную неразработанность, метод бумеранга осознанно и неосознанно применяется на практике. Его использовал Л.Н. Толстой. Вспоминает его ученик Д.Д. Козлов: «Пришли мы в школу. Были написаны буквы. Некоторые ученики не знали букв, а я знал все буквы. Лев Николаевич узнал, что я знаю буквы, и сделал меня старшим, чтобы я учил своих товарищей» [80, с. 292].

А.С. Макаренко успешно применял метод бумеранга. Для этого он в своих детских колониях создавал разновозрастные отряды, в которых более опытные работали с менее опытными: помогали педагогам в воспитании колонистов. Он писал: «Когда я попробовал в качестве опыта объединить разные возрасты, малышей и более взрослых, у меня получилось лучше. Я на этой форме и остановился. Мой отряд в последние 7-8 лет состоял обязательно из самых старших, наиболее опытных, политически развитых и грамотных комсомольцев и из самых маленьких коммунаров, включая и некоторые средние возрасты. Такой коллектив, составленный по типу различных возрастов, приносил мне гораздо больший воспитательный эффект, это, во-первых, а во-вторых, в моих руках получался коллектив более подвижный и точный, которым я мог легко руководить», - писал он [108, с. 216].

Из современных педагогов метод бумеранга эффективно применяли учитель рисования, черчения, труда, пения Реутовской школы №2 Московской области И.П. Волков и директор Белорецкой компьютерной школы Республики Башкортостан Р.Г. Хазанкин. В своей книге «Цель одна – дорог много» И.П. Волков рассказывает: «Когда у нас школа работала в две смены, почти во всех начальных классах уроки рисования вели ученики четвертых-десятых классов. Один такой урок показан в фильме «Час ученичества», где ученица четвертого класса ведет урок рисования во втором классе. Эти ученики, хотя и не замещают и не заменяют учителей, проводили уроки, пользуясь программой, весь учебный год, сами составляли план урока, оценивали работы, выводили четвертные и годовые оценки. Они просто давали уроки, которые были заранее отработаны с учителем рисования, и проводили их под наблюдением учителя начальных классов. К слову, у этих ребят эффект был выше, чем даже у меня, хотя они ставили отметки строже. Объясняясь на своем языке, они в чем-то лучше понимают друг друга, в чем-то мы, взрослые, уже не можем быть так близки к ним, как они между собой» [36, с. 72]. Обобщая опыт Р.Г. Хазанкина, мы заметили, что он у учащихся формирует умение учить (глава III, §3). Метод бумеранга применял и В.Ф. Шаталов. В нашей книге описывается его опыт применения этого метода (глава III, §1).

Рассматриваемый метод я применяю в работе будущими педагогами-психологами. После усвоения студентами основ педагогики при изучении следующих дисциплин: военная педагогика, биография как средство изучения педагогики и психологии; художественная литература как средство воспитания мы в широком масштабе начинаем применять метод бумеранга. Для этого в начале семестра распределяем темы среди студентов, по которым они будут выступать в качестве лекторов в течение 45 минут или одной пары (главаVI, §2).

При организации педагогического процесса в такой форме создаются благоприятные условия для применения метода бумеранга. Применяет его каждый студент. Он, работая над своей темой, и на подготовительном этапе, и на этапе непосредственного выступления добивается качественного усвоения ее. Реакция слушателей, оценка жюри формируют у него соответствующие эмоции, уверенность, желание проявлять активность в познавательной деятельности. Метод бумеранга делает обучающихся ответственными и взрослыми.

К сожалению, в применении метода бумеранга педагогами, родителями допускаются ошибки. Иногда оказание помощи другому человеку отрицательно сказывается в характерах и того человека, кто помогает и у того, кому помогают. Речь идет о списывании, о шпаргалках и необоснованных подсказках. Такая «помощь» формирует несправедливость, обман, нечестность и другие отрицательные черты. К сожалению, эта ошибка распространена в нашей стране. Даже на ЕГЭ, судя по данным печати, встречаются факты списывания. Получение некоторыми преподавателями вузов взяток от студентов бумерангом отражается на студентах. Они сами в будущем будут требовать взятки от своих подчиненных.

Следующей ошибкой в применении метода бумеранга можно считать необоснованную, несправедливую защиту нарушителя установленных правил, законов. Такой поступок у «защитника» нарушителя формирует склонность нарушать, либеральное, даже положительное отношение к несправедливости.

Предупреждение вышеназванных ошибок способствует эффективности метода бумеранга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: