Глава 2. Психотерапия в комплексной реабилитации детей с нарушениями голоса

Важное место в системе коррекционных мероприятий у больных с нарушениями голоса занимает психотерапия.

Психотерапия предполагает индивидуальный подход к па­циенту с учетом его возраста, особенностей личности, характе­ра и длительности расстройства голоса. Основными средства­ми рациональной психотерапии являются беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех предлагаемого лече­ния. Главная задача — активное и сознательное включение па­циента в процесс восстановительного лечения, создание поло­жительного фона для адаптации в обществе.

Уже при первой встрече с больным важно установить контакт, найти правильный подход к нему, так как от этого в значительной степени зависит весь дальнейший ход реабилитации. Выявляются жалобы пациента, составляется представление о круге его интересов, отношении к собственному заболеванию, его взаимоотношениях с окружающими, характерологических особенностях ребенка.

Важное внимание уделяется объяснению причин нарушения голоса. Для этого используются специальные схемы. Объясняя механизм нарушения, следует устранить непра­вильное тягостное представление о болезни, в доступной фор­ме раскрыть механизм нарушения и наметить пути выхода из болезненного состояния. Демонстрация магнитофонных запи­сей голоса детей, прошедших курс лечения, личные встречи с ними оказывают положительное воздействие на пациентов.

Рекомендуется широко использовать метод отвлечения от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях, для этих целей можно применять игровые ситуации, различ­ные технические средства, работу над дыханием, артикуляци­онной моторикой и т.п. Особое значение придается поощре­нию, так как большинство детей и подростков болезненно пе­реживают свои неудачи, имеют резко заниженный уровень притязания в условиях «неуспеха».

Таким образом, благодаря рациональной психотерапии можно добиться адекватного отношения пациента к собствен­ному голосу (при этом важно исключить как недооценку голо­сового нарушения, так и переоценку болезненного состояния). Обучающийся должен четко представлять сущность наруше­ния, видеть перспективу реабилитации и принимать участие в этом процессе.

Не менее важным является обучение методам саморегуля­ции, в частности, аутогенной тренировке (АТ). Занятия ауто­генной тренировкой позволяют путем самовнушения достичь состояния релаксации, мышечного расслабления, а затем про­водить целенаправленное воздействие на те или иные вегета­тивные и психические процессы. С помощью АТ удается сде­лать детей и подростков более резистентными в отношении
психотравмирующих воздействий, тем самым предотвратить рецидивы.

Кроме того, АТ позволяет преодолеть мышечное напряже­ние дыхательной и фонаторной мускулатуры, что в свою оче­редь закрепляет правильный механизм фонации.

АТ как метод релаксации особенно полезен при гипертонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, пси­хогенных афониях, но он используется и при иных нарушени­ях голоса у лиц эмоционально-возбудимых, неуравновешен­ных, раздражительных и астенически-ослабленных. Больные па фоне общей и локальной мышечной релаксации овладевают кинестетическими мышечными ощущениями движений глот­ки и гортани, благодаря чему фонопедические занятия стано­вятся более осознанными и эффективными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: