Відповіді на БІЛЕТ_2
Определить цель (цели) исследования означает ответить на вопросы: «Как будет использована информация?», «Для чего она предназначена?», «К какому результату приведет исследование?».
Классификация целей маркетингового исследования:
1) поисковые (разведочные);
2) описательные;
3) каузальные;
4) тестовые;
5) прогнозные.
Поисковые (разведочные) цели исследования предусматривают сбор информации для предварительной оценки проблемы и ее структурирования, помогают сформировать базу знаний по проблеме и выработать рабочую гипотезу. Как правило, потребность в поисковых исследованиях возникает при несостоятельности старого знания об объекте, при невозможности объяснить обнаруженные явления посредством существующих концепций.
Поисковые исследования целесообразны для генерирования идеи нового продукта, в ситуации, когда фирма не может четко сформулировать свои проблемы и лишь отмечает, что текущее положение ее не устраивает.
Описательные цели исследования – предполагают наиболее полное отображение состояние выбранных объектов и соответствующих факторов влияния. Описательные исследования используются: при необходимости выяснить размер объекта (например рынка или сегмента), текущее состояние его основных характеристик, выяснить характеристики потребителей (профиль сегмента), мотивацию покупки товара, процедуры оценки качества товара покупателями, механизм принятия решений о покупке товара, частоту покупки товара, дать описание его емкости и конъюнктуры, динамики этих параметров за определенный период, структуры спроса и предложения, а также условий работы на этом рынке (нормативно-правовая база, барьеры, позиции конкурентов по долям рынка и используемым стратегиям и др.).
Каузальные цели исследования -предусматривают проверку гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи. В этих исследованиях недостаточно установить просто наличие связи между характеристиками (зачастую это выясняется в ходе описательного исследования). При проведении каузальных исследований важно установить характер связи. Например, как скажется на эффективности рекламной кампании 10%-ное увеличение ее бюджета. Или как повлияет 5%-ный рост цены на изменение объема продаж товара.
Каузальные исследования проводятся на основе метода экономико-математического моделирования или экспериментов.
Тестовые цели исследования -предусматривают отбор перспективных вариантов или оценку правильности принятых решений относительно, например, свойств товара или варианта рекламного обращения. Тестовые цели предполагают использование как эмпирических, так и экономико-математических методов исследования и таких методов сбора информации, как эксперимент, фокус-группы или имитационное моделирование.
Прогнозные цели исследования – позволяютпредсказать состояние объекта в будущем. Прогнозы помогают руководству принять решения относительно инвестиций в новые рискованные проекты, относительно рыночной стратегии и тактики. Прогнозные цели вызывают постановку специфических задач исследования, которые связаны с применяемыми методами прогнозирования.
В прогнозных исследованиях применимы разнообразные методы исследования: эмпирические, экспертные, методы экономико-математического моделирования, различные качественные или количественные методы прогнозирования.