Случай 3

Большое количество оговорок встречается в различных ситуациях бытового общения. Распознавание скрытых смыслов и бессознательных значений подобных смещений в обыденной речи позволяет вывести социальную компетентность общающихся людей на новый уровень, когда понимание возникает с одного значимого слова полной речи. Это способствует выстраиванию дальнейшего поведения более адекватным образом в отношении к сложившейся ситуации.

1.Следующий пример в качестве шутки нам рассказал один знакомый преподаватель.

Видя плохое настроение жены и поинтересовавшись в чём дело, он получил в ответ: “Отдрянь ты от меня!”

Восприняв это как курьёз, наш знакомый, тем не менее, догадался спросить у своей жены, за что она на него обижена. В результате вовремя обнаруженный конфликт удалось предотвратить, а наш знакомый упрочился во мнении, что дополнительно к основной специальности, он ещё и неплохой психолог.

2.Из сообщения ведущего новостей: “Вчера ещё две девушки попали в член пе-пенцам...”

Можно только догадываться какой информацией располагал, но из соображений цензуры скрывал диктор.

Предположим, он владел информацией об изнасиловании девушек, но в эфир намеревался подать этот факт в смягчённом виде.

3.“Невинные” намерения говорящих иногда получают воплощение и в такой форме: “Умные студенты получат выписку в приложении к диплому, а красивые – в писку”.

2.Синтаксическая и семантическая структура предложения (смысловой и морфологический порядок слов в предложении).

Метод структурной редукции означающих при работе со структурами конкретных предложений состоит в анализе и истолковании различных оборотов речи, преимущественно метафор и метонимий. “Ведь хотим мы себе в этом сознаться или нет, но симптом - это действительно метафора, а желание - это и в самом деле метонимия” (Лакан, 1997, с. 84). Как правило, задача терапевта, анализирующего структуры этого уровня, определяется через семантическое или синтаксическое соотнесение означающих (слов предложения), представленных в том или ином высказывании клиента. Интерпретациям терапевта подвергаются различные смысловые или лингвистические несоответствия и неправильности, размещённые в структурных рамках одного предложения. Эти неправильности возникают из семантического несовпадения того, что говорящий хочет сказать и того, что он говорит в действительности. Такие несовпадения можно рассматривать в качестве маркёров, расставленных бессознательным и свидетельствующих о наличии множества смыслов. Анализируя лингвистические неправильности и достраивая их до корректных в плане синтаксиса и семантики конструкций, терапевт тем самым эксплицирует второй план латентных смыслов предложения.

В качестве иллюстрации работы методом редукции означающих со структурами этого уровня укажем на такие случаи терапевтической практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: