Интроспекция (от лат. «смотрю внутрь») – особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.
Можно выделить 3 варианта метода интроспекции:
Аналитическая интроспекция (Вундт, Титченер)
Вундт: включенная в специально организованные экспериментальные процедуры интоспекция.
«Задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение».
Титченер: результатом интроспекции должно было быть получение «сенсорной мозаики» того или иного образа, разложение образа на «элементы»
(Пример с лимонадом: «опытный» наблюдатель может выделить в лимонаде и горькие, и сладкие и еще какие-нибудь ощущения).
Необходимость описания в терминах ощущений + обученные испытуемые (для избежания ошибки стимула и определения не ощущений, а их возбудителей).
Путем аналитической интроспекции пытался найти универсальные законы восприятия людей, «по аналогии» распространив законы восприятия европейцев на совершенно иные культуры, на животных, на душевнобольных
|
|
В России метод аналитической интроспекции защищали:
Лопатин: «мы все познаем сквозь призму нашего духа, но то, что совершается в самом духе, мы познаем без всякой посредствующей призмы. Явления сознательной душевной жизни сознаются нами, как они есть»
Челпанов: для нашего познания существуют два мира – мир психический и мир физический. Для познания мира психического существует метод самонаблюдения, или так называемый внутренний опыт, для познания мира физического существует метод внешнего наблюдения – внешний опыт.
Введенский: Чужой душевной жизни мы не можем воспринимать, она навсегда остается вне пределов возможного опыта.
Кавелин: мир переживаний человека есть самое первое и достоверное, что он имеет в своем познании.