Содержание отчета

2.1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.:

Основной идеей маршрута было исследование района озёр Верхних Балбанты и окрестностей высочайшей вершины Урала – Народы, в частности, восхождение на вершину Карпинского и прохождение траверса всего её массива как минимум до вершины 1513,6 м. Заметную роль в планах играли также восхождения на Народу и Манарагу и прохождение кольца мало посещаемых зимой перевалов (Голубые Озёра, Плато Руин, Центральный) вокруг Народы. Но главный интерес, несомненно, представляло восхождение на Карпинского по гребню с перевала Голубые Озёра.

Логически маршрут может быть разбит на две примерно равные части, из которых первая захватывает горно-тундровые районы (участок База Желанная – д.р. Манарага, 1-9 дни) и является наиболее насыщенной локальными препятствиями (ЛП), а последняя в основном пролегает уже по таёжной зоне (Манарага – Косью, 9-18 дни). Причём каждая из этих частей может быть, в свою очередь, разбита ещё на два подэтапа, отличающихся спецификой и соответственно тактикой прохождения маршрута. Также это накладывало свою специфику на особенности снаряжения.

Ниже мы рассмотрим каждый из этих этапов отдельно.

1. Этап Ia. В долине реки Балбанъю. База Желанная – оз. Голубое. Дни 1-6. Данный этап включает в себя подход к району расположения основных вершин и перевалов Центральной части, планировавшихся к прохождению, однако центральным же лейтмотивом его является восхождение на высочайшие вершины Уральских гор и выполнение главной задачи похода - прохождения траверсом массива вершины Карпинского. Поскольку район расположения вершин тут довольно компактен, группой был установлен базовый лагерь, чуть ниже озера Нижнее Верхнее Балбанты, из которого совершались радиальные выходы (РВ) и в котором группа ночевала 4 ночи, провела одну днёвку. Способствовал такому тактическому решению и заметный стартовый вес рюкзаков и санок совокупно составлявший у разных участников от 40 до 50 кг. Готовили на мультитопливных горелках и ставили палатку «по полярному», строя мощную ветрозащитную стенку и копая яму. И хотя сильных ветров во время нашего там пребывания не было, очень плотный ветровой наст указывает на то, что такие ветра здесь не редкость. На данном этапе было совершено два восхождения, согласно плану, на вершины Народа и Карпинского.

2. Этап Iб. Кольцо перевалов вокруг Нарды. Озеро Голубое – долина реки Манараги. Дни 6-9. Этот этап, проходящий также в горно-тундровой зоне, характерен сквозным прохождением трёх категорийных (1А, 1Б и 1Б) перевалов. Готовили также на бензине и ставили палатку «по полярному». Однако, в отличие от первого этапа, каждый день приходилось ставить лагерь в новом месте, поскольку группа перемещалась со всем своим скарбом. Вес на этом этапе уже немного уменьшился, однако всё ещё был заметен.

3. Этап IIa. Долина реки Манарага. Дни 9-11. Группа наконец-то вошла в зону леса. Дальше все ночёвки осуществлялись в таёжной зоне. Пищу готовили на кострах, палатку обогревали печкой, у которой приходилось дежурить по ночам. Отпала необходимость в ветрозащитных сооружениях и рытье ямы для установки палатки, её ставили прямо на снег. Однако необходимо было рыть костровую яму и заготавливать дрова, в том числе и для печки. На данном подъэтапе был осуществлён один выход выше зоны леса – восхождение на вершину Манарага, с возвращением к вечеру в лагерь, расположенный в долине реки Манарага.

4. Этап IIб. Долина реки Косью. Дни 12-18. Группа продолжает идти по тайге, движение осуществляется непосредственно по руслу, по люду, а там, где это невозможно - непосредственно вдоль него. Вдоль реки можно встретить лыжню или буранный след, но они есть не на всём продолжении русла, часто сворачивают в сторону. Начиная от устья Вангыра (Изба Мезенцева) группа двигалась по так называемым «буранкам» - снегоходным дорогам, функционирующим в зимнее время, ведущим по профилям и отводящим далеко в сторону от реки. Путь до станции по ним короче, чем по беспорядочно петляющему руслу. На этом участке маршрута, наиболее протяжённом, нужно отметить, есть возможность ночевать в избах и балках, которые встречаются на пути с завидной регулярностью. Но нужно знать их расположение, чтобы правильно планировать дневные переходы. Мы ночевали всего в двух домиках – на устье Зыбкыланъёля и на устье Вангыра (изба Мезенцева) из-за того, что не знали расположения домиков и того, в каком состоянии они находятся. Однако сейчас эта информация нам доступна.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Заброска: поездом №090 Горький-Воркута (отпр. 16-10) до Инты (1567,5 руб.), затем на вахтовке (заранее заказанной в администрации НП «Югыд-Ва» совместно с двумя другими группами) до базы геологов Желанная (на 5 человека 6600 руб.);

Выброска: Выбрасывались из Косью местным поездом до Печёры (143 руб.), затем часть группы прямым поездом до Нижнего Новгорода (~1500 руб.), а остальные – с пересадкой в Кирове: Печора – Киров на поезде №375 (отпр. 23.03 в 03.40, 1060,7 руб), Киров – Н.Новгород на скоростном электропоезде (566 руб.).

Маршрут большей своей частью пролегает по территории Национального Парка «Югыд-Ва». Для посещения парка требуется получить разрешение в одном из его отделений. Мы получали в Инте. Все вопросы можно решить по телефонам в Инте: 8(82145)62093, +7-912-9530231 (Буга Ольга Викторовна), контактная информация есть также на сайте Национального Парка.

В Инте мы провели сутки, жили в гостинице «Северянка», ул. Горького, д.9, телефоны 8(82145)61511, +7-495-989-20-26. Жили в двух номерах, трёхместном (1230 руб., по 410 руб. с человека) и двухместном (1020 руб., по 510 руб. с человека).

В Печоре в ожидании поезда часть группы жила в гостинице на вокзальной площади (1000 руб. с человека), три же более мудрых участника сняли комнату отдыха на 12 часов в здании вокзала за гораздо более скромную сумму (1080 руб. за троих, плюс пользование душем 225 руб. за троих).

2.3. Аварийные выходы с маршрута:

В связи с малонаселённостью местности, быстрые аварийные сходы с маршрута затруднены, что накладывает дополнительные требования к подготовке и надёжности группы. Вплоть до долины Манараги, оптимальным, на мой взгляд, является возвращение через перевал Кар-Кар на базу «Желанная», после устья Манараги, впадения её в Косью, проще пытаться добраться до Косью. На реке есть вероятность встретить егерей Нацпарка или рыбаков на снегоходах и обратиться к ним за помощью. Могу рекомендовать иметь в группе спутниковый телефон, чтобы иметь возможность вызвать в случае необходимости спасательный вертолёт.

2.4. Изменения маршрута и их причины:

Некоторые изменения были внесены в маршрут после восхождения на Манарагу. После подсчёта баллов за пройденные ЛП, выяснилось, что маршрут уже превысил заявленную категорию сложности, поэтому было принято решение исключить из маршрута вершину Колокольня и перевал Двойной восточный.

В остальном маршрут пройден без изменений в заявленные сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: