Формирование самооценки и Я-концепии ребенка в дошкольном возрасте

Я-концепция ребенка еще слабо структурирована и обладает в дошкольном возрасте наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно. С точки зрения Э. Эриксона, вторая стадия развития Я-концепции длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активнодействующее существо. Если активность ребенка не соответствует ожиданиям взрослых, то он сталкивается с их неодобрением. Главный позитивный результат развития ребенка на этой стадии – достижение чувства независимости. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода -- возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Я-концепция как психологическое новообразование становится очевидной в случае:

· когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей;

· когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди.

Для «кристаллизации» Я-концепции важнейшим является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком. Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: