Наш подход к проблеме “содержание

педагогического процесса”

Углубленное изучение так называемой “теории содержания образования” помогло нам определить свои подходы к объяснению рассматриваемой проблемы.

По нашему мнению, содержание педагогического процесса - это то, что необходимо усвоить человеку для того, чтобы стать личностью.

Роль содержания в ПП как одного из его компонентов велика. Во-первых, формы, методы зависят и от него. Во-вторых, оно сильнее, чем остальные компоненты, влияет на тип учебного заведения. Например, из-за различий в содержании ПП бывают общеобразовательные, политехнические, реальные школы, профессиональные и другие учебные заведения. По уровню содержания педагогического процесса школы делятся на начальную, неполную среднюю, среднюю, высшую. B-третьих, в случае несоответствия содержания цели педагогический процесс начинает давать незапланированные, нежелательные результаты…

Мы в отличие от других ученых содержание педагогического процесса не делим на “содержание образования” и “содержание воспитания”, а рассматриваем как единое целое. Для научного обоснования такого подхода приводим несколько дополнительных аргументов:

1.Анализ понятия “образование” в предыдущем параграфе показал, что это слово является “многозначным”. “А термин должен быть однозначным. Иначе говоря, он должен обозначать одно явление, имеющее достаточно строго определенные границы. Неприемлемо обозначение одним термином нескольких явлений, и, наоборот, нежелательно, когда одно явление обозначается несколькими терминами” [83, с. 69-70].

Данное высказывание Леднева В.С. относится и к рассматриваемому термину. “Образование” - не только “многозначное” понятие, но и синонимичное. Каждое его значение имеет другой - самостоятельный термин, например, “воспитание”, “образование”, “педагогический процесс”, “обучение” и т.д. (см.: §6.1.второй главы). Поэтому смеем утверждать: в понятийном аппарате педагогической науки “образованию” как термину нет места. Его надо использовать как обычное слово, например, в следующих выражениях: “образование коллектива”, “образование опухоли”, “образование государства” и т.д. В связи с этим требуются изменения не только в некоторых серьезных названиях типа “Министерство образования”, “Закон Республики Башкортостан “Об образовании” (их лучше было бы назвать соответственно “Министерство воспитания”, “Закон Республики Башкортостан “О воспитании”), но и коренного пересмотра отдельных вопросов педагогической науки.

2. Ошибочно введенный в научный обиход термин “образование” отрицательно влияет на науку, делает неэффективной работу учителей... Он “виноват” и в необоснованном делении содержания педагогического процесса на две части: на “содержание образования” и на “содержание воспитания”.

Целостность содержания ПП обусловлена целостностью результата педагогического процесса – личности. Знания, умения, навыки, входящие в так называемые “содержание образования” и отношения, чувства, черты, входящие в “содержание воспитания”, только в сочетании формируют характер. Знания, навыки участвуют в формировании мировоззрения человека, а характер возникает и развивается на базе мировоззрения. Например, если изолировать ребенка от окружающей действительности, он до ста лет останется ребенком: беспомощным, неподготовленным к жизни. Умалишенные люди, как правило, не имеющие знаний, умений, навыков правильно оценивать события, ситуации, факты, не имеют и нормального поведения.

К сожалению, в нашей педагогике и психологии на основе встречающейся у отдельных людей дисгармонии, например, между хорошими его знаниями основ морали и плохими его поступками делается ошибочный вывод о том, что “процесс усвоения знаний - нечто иное, чем процесс умственного развития” [75, с. 25, 27]. “Между приобретением знаний и развитием мышления нет прямой связи - знания сами по себе не составляют ни развития мышления, ни основу этого развития”, - пишет П. Л. Гальперин [33, с.79].

С этими выводами согласиться нельзя. Наблюдаемый в жизни разрыв между знаниями и поведением, между знаниями и развитием человека - не закономерность, а следствие педагогического брака, который возникает, как правило, при необоснованном делении содержания ПП на “содержание образования” и на “содержание воспитания”. При таком делении знания воспринимаются и усваиваются без необходимого отношения, без чувств.

Таков наш общий подход к проблеме “содержание педагогического процесса”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: