Содержание педагогического процесса

§ 6.1. Ошибочные подходы к объяснению проблемы “содержание педагогического процесса”

Проблема содержания ПП в педагогической науке изучается достаточно активно. Леднев B.C. даже считает, что “теория содержания образования... оформилась в своей общей части в особую педагогическую дисциплину” [83, с. 349].

Но, несмотря на это, проблема “содержания педагогического процесса” учеными до сих пор объясняется неправильно.

Какие же ошибки допускаются?

1. Содержание целостного педагогического процесса необоснованно делится на две части: а) содержание образования; б) содержание воспитания. Доказательством этого являются названия следующих книг: Содержание образования. - М., 1989 (Леднев В.С.); Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательных школ / Под ред. И.С. Марьенко. - М., 1976; Совершенствование содержания образования в школе / Под ред. И.Д. Зверева, М.П. Кашина. - M., 1985; Содержание и методы атеистического воспитания школьников / Под ред. И.А. Галицкой, - М., 1984; Содержание трудового воспитания школьников / под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. - М., 1989; Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983 и других.

Даже в объяснении понятия “содержание образования” среди ученых нет единства. Это - следствие неодинакового понимания ими слова “образование”:

- “образование” употребляется в значении “обучение”. “Образование - такая сторона воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством“, - пишет академик В.А. Сластенин [112, с. 20-21]. “Обучение - особый вид познавательной деятельности, в процессе которой учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями, навыками”, - считают многие ученые [162].

Здесь, действительно, “образование” и “обучение” означают одно и то же явление и не отражают в себе “другую сторону” воспитания - процесс овладения чертами характера, чувствами, эмоциями, отношениями. Эта “другая сторона”, по мнению ученых, относится к “содержанию воспитания”.

Из-за недопустимости деления целостного педагогического процесса на “обучение” (образование) и “воспитание”, что нами уже доказывалось в первой главе работы, выделение понятий “содержание образования” и “содержание воспитания” является ошибочным;

- образование понимается как триединый процесс: а) усвоение опыта; б) воспитание; в) развитие. “Образование, - пишет Леднев В.С., - в его основном структурном срезе представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими сторонами, как усвоение опыта, воспитание и развитие” [83, с. 53]. В данном случае термин “содержание образования” означает явление, значение которого шире “содержания педагогического процесса”. Потому что “развитие” не входит в “содержание ПП”, а является результатом педагогического процесса;

- “образование” употребляется в значении “воспитание” (в широком смысле). “Во многих работах последнего времени отмечается близость или совпадение понятий “образование” и “воспитание” (в широком смысле)”, - пишет тот же В.С. Леднев [83, с. 48]. В связи с этим возникают вопросы: а) если “образование” и “воспитание" означают одно и то же явление, зачем использовать их вместе?; б) как понять термин “содержание воспитания (в широком смысле)” и чем отличается он от “содержания воспитания (в узком смысле)”? К сожалению, ответов на эти вопросы в науке нет;

- “образование” используется в значении “результат обучения (воспитания)”/ “Наше слово “образование”, как и немецкое, - писал А.Б. Луначарский, - происходит от слова “образ”… Образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий” [92, с. 61]. В данном случае слово “образование” становится синонимом понятия “формирование”. Это правильное понимание “образования”. И оно исключает признание данного слова научным термином. Раз оно является синонимом широко употребляемого в науке термина “формирование”, надо отказаться от него.

Понимание “образования” как “результат” делает невозможным словосочетание “содержание образования”;

- “образование” используется одновременно в значениях “педагогический процесс” и “результат обучения и воспитания”. Примером такого подхода является определение Бабанского Ю.К. Он писал: “Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей” [113, с. 10].

Данный подход отражается и в директивных документах. Например, Закон Российской Федерации “Об образовании”, принятый в 1996 году, начинается со следующего предложения: “Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождавшийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [53, с. 3].

Анализируемый подход не является научным. Поэтому словосочетание “содержание образования” в данном случае означает что-то нереальное: “содержание педагогического процесса и результата обучения и воспитания”;

- “образование”, по мнению некоторых ученых, означает “содержание и результат педагогического процесса”. Распространению такого ошибочного мнения во многом способствовал “Педагогический словарь”, изданный в 1960 году, в котором, в частности, говорится: “Образование - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы” [120].

Ненаучность такого подхода легко обнаруживается, если расшифровать понятие “содержание образования” - содержание “содержания и результата педагогического процесса”.

Как видно из перечисленных примеров, неправильное понимание слова “образование” мешает ученым научно объяснять суть понятия “содержание образования”. Каждый из этих ученых находится от истины на разных расстояниях. Ближе всех, наверное, находится доктор педагогических наук Лернер И.Я. “Содержание образования в социалистической школе, - пишет он, - следует определить как коммунистически ориентированную и педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения - систему, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к сохранению и развитию социалистической культуры, к активному участию в жиз­ни социалистического общества” [138, с. 150-151].

Автор справедливо считает, что знания, способы деятельности (т.е. умения) и отношения входят в содержание ПП. Однако он к содержанию ПП относит только те знания, умения, отношения, которые необходимы для формирования “личности, подготовленной к сохранению и развитию социалистической культуры”. Таким образом, он содержание педагогического процесса рассматривает не в полном объеме, что делает его взгляды на этот вопрос ограниченными.

Bce сказанное свидетельствует о том, что, несмотря на различные толкования, термин “содержание образования” является неудачным и не отражает того, что должен отражать.

Термин “содержание воспитания”, к сожалению, тоже объясняется ошибочно. Изучение книг, статей, программ, в названиях которых имеется словосочетание “содержание воспитания”, словарей, энциклопедий свидетельствует о том, что авторы под понятием “содержание воспитания” понимают, в основном, систему черт характера. А знания, умения, навыки, как было сказано выше, относят к содержанию образования. Это - результат “разделительного”, а не целостного подхода к содержанию ПП, что является грубейшей ошибкой нашей педагогической науки.

2.Отождествление содержания педагогического процесса и содержания учебных предметов - следующая ошибка педагогики.

Содержание педагогического процесса шире, чем содержание изучаемых в учебном заведении предметов. Это, во-первых, объясняется тем, что содержание окружающей действительности не умещается в систему учебных предметов, т.е. невозможно образовывать учебные предметы по всем аспектам окружающей действительности, во-вторых, содержание ПП не ограничивается только в стенах учебного заведения, оно присутствует и дома, и на улице, и на работе...

3. Содержание педагогического процесса отождествляется с педагогическим процессом. Об этой ошибке свидетельствует неуместное использование учеными словосочетаний “нравственное воспитание”, “эстетическое воспитание”, “физическое воспитание”... Авторы книг, статей, диссертаций, в названиях которых встречаются вышеприведенные словосочетания, как правило, выделяют: а) цель и задачи; б) формы; в) методы; г) средства; д) содержание, например, нравственного воспитания, интернационального воспитания [19; 21; 31; 132; 133]. Следовательно, они эти понятия используют в значении “педагогический процесс”.

А между тем словосочетания “нравственное воспитание” и тому подобные имеют отношение только к содержанию педагогического процесса. “Эстетическое воспитание”, например, означает наличие в содержании какого-то конкретного педагогического процесса знаний об искусстве, эстетических умений, чувств, отношений, черт. К другим компонентам ПП эти словосочетания не имеют существенного отношения. Поэтому использование их в значении “педагогический процесс” исключается. Следует отметить: педагогическая наука может обходиться и без этих с научной точки зрения неправильно составленных “словосочетаний” – “нравственное воспитание”, “умственное воспитание” и т.д. Вместо них уместно использовать такие выражения, как “нравственные знания, умения, навыки, чувства, черты характера, отношения”, “эстетические знания, умения” и т. д.

Таковы ошибки ученых в объяснении проблемы содержания педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: