Периодизация

Общая характеристика эпохи.

Первобытность – первый этап в истории человечества. Это время формирования самого человека как биологического вида и основных закономерностей исторического развития человечества, видов деятельности, типов социальной организации, религиозных представлений, творчества. Материалы для исследования первобытного общества предоставляют такие науки как археология, этнография, палеоантропология, лингвистика.

Периодизация.

В отношении выделения периодов в первобытной культуре есть несколько классификаций, в зависимости от дисциплины и критериев, которые лежат в их основе.

I) Периодизация, предложенная антропологами, основана на изменениях физического типа человека. Эволюция человека как вида началась между 20-12 миллионами лет до н.э. и не являлась единым процессом, шла по нескольким направлениям и представляет собой существование и развитие нескольких видов человекоподобных существ. Выделяются эпоха существования древнейшего человека (архантроп): к нему относят 1) человека умелого, или «Homo habilis». Он возник примерно 2,5 млн. лет назад, его можно считать первым видом человека: по своим физическим характеристикам он превосходил обезьяну и использовал первые каменные орудия труда (австралопитеки), ареал расселения – Африка и Азия; 2) человека прямоходящего, или «Homo erectus» (примерно 1,5 млн. лет назад, заселяли Африку, юг Европы и Азию) и 3) человека работающего «Homo ergasten» (питекантропы - жили 400-200 тыс. лет назад, освоили технику разведения и поддержания огня, стали обрабатывать шкуры животных, синантроп, атлантроп, гейдельберский человек, родезианский человек).

Второй этап – палеоантропы. К ним относят неандертальцев: этот тип он получил название от реки Неандерталь в Германии, в долине которой впервые были найдены его останки. Именно этот тип человека впервые появился на территории Беларуси (юго-восток). Останки неандертальцев свидетельствуют, что у них были тяжелые челюсти, очень низкий лоб, выдающиеся надбровные дуги, шея была устроена так, что они не могли поворачивать голову назад и смотреть вверх. Кроме того, по строению челюсти ученые заключили, что неандерталец был неспособен к членораздельной речи. Неандертальцы существовали в Европе и на территории Беларуси в течение многих тысяч лет, когда около 35 тыс. лет до н.э. они были вытеснены новым видом существ.

Третий этап – неоантропы. Останки этих людей были найдены впервые в пещере Кроманьон, и данный тип человеческих существ был назван кроманьонцем, или человеком разумным («Homo sapiens»).). Этот вид также заселял Африку, в дальнейшем люди перекочевали в Азию, Австралию, заселили Северную и Южную Америки. Они владели связной речью, действовали совместно, обладали большими знаниями и умениями, и скорее всего, истребили неандертальцев в борьбе за ресурсы. Эти существа были первыми настоящими людьми, их анатомическое строение схоже с нашим, можно сказать, с этого времени начинается история человеческого рода.

II) Существует также периодизация первобытного строя, критерием для которой является уровень развития общественных отношений в человеческом обществе. В соответствии с ней в первобытности выделяется несколько этапов.

1) 100-40 тыс. лет до н.э. – первобытное стадо (праобщина);

2) 40-5 тыс. лет до н.э. – раннеродовая материнская община;

3) 5-2 тыс. лет до н.э. – патриархатная община;

4) 2-е тыс. до н.э. – 8 век н.э. – соседская община.

III) Археологическая периодизация выделяет три больших периода первобытной истории – каменный век, бронзовый век, железный. Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. лет – 10 тыс. л. до н.э.), мезолит (9 – 5 тыс. лет до н.э.), неолит (5 – 3 тыс. лет до н.э.). В свою очередь палеолит также делится на три периода – нижний, или ранний палеолит (2,5 млн. – 100 тыс. лет до н.э.), средний палеолит, или мустьерский период (100-35 тыс. лет назад), верхний, или поздний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.). Мезолит (Х – V тыс. до н.э.) и неолит (V – III тыс. до н.э. – наша эра). Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом – меднокаменным веком. Кроме того, палеолит и часть мезолита соответствуют ледниковому периоду – плейстоцену, неолит – относится к послеледниковой эпохе – голоцену.

Основные факторы возникновения культуры в эпоху первобытности:

Культура в современном понимании возникла в эпоху верхнего палеолита: помимо биологически-видового единообразия, человек приобретает некоторый уровень социальных связей, который можно назвать культурой, т.к. она представляет собой уже сложившуюся систему и возникла в эпоху верхнего палеолита (около 35 тыс. лет назад).

1. Использование орудий труда, которые постоянно совершенствовались.

2. Разделение труда: сначала по половому признаку, позже – по видам деятельности.

3. Появление социальных норм и правил: табу, система обрядов и ритуалов (погребения, инициации), общественный характер собственности в общине (права на жилье и пищу независимо от физического состояния человека и его участия в жизни общины – альтруизм, забота о больных и престарелых).

4. Возникновение языка.

5. Мифологическое сознание и появление дорелигиозных представлений.

2. Роль мифа в формировании первобытной культуры.

На стадии первобытного строя у всех народов возникает одинаковый тип мировоззрения и основанный на нем тип культуры и сознания – мифологический. В основе этой стадии развития культуры лежит мифология. Это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Под мифом нельзя понимать набор фантазий или сказок, это уникальный и способ человеческого мировоззрения, выдающееся достижение человеческой культуры. Зарождение мифа в эпоху первобытности не случайно, оно обусловлено переносом общинно-родовых отношений на природу и весь мир. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Так как конкретных точных знаний о природе у первобытного человека было недостаточно для полного и четкого понимания мира, поэтому миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире.

Особенности мифического мышления:

1. объяснение действительности в наглядно-образной форме;

2. антропоморфизм (очеловечивание, человек мыслит мир по аналогии с собой). Все явления рассматриваются через призму человеческой жизни.

3. Синкретизм, комплексность мышления (преобладает предметная логика, индивид полностью погружен в деятельность, не способен к абстрактному мышлению). Уровень развития личности первобытного человека можно назвать дорефлексивным.

Мифологическое мышление выразилось в существовании различных верований: тотемизма, анимизма, фетишизма и магии. Тотемизм – вера в существование родственной связи между группой людей и определенным видом животных или растений (тотемом). Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем, таким образом, он имеет две стороны – это форма социального объединения в рамках одной группы, а также разделении племен на малые союзы (кланы, фратрии), а также система верований и практических действий - тотемное животное или растение табуируется для членов клана, но время от времени практикуются обряды и ритуалы для их размножения. Термин был заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых слово “totem” означает название, знак, герб клана и вид животного, которому клан оказывает специальный культ. Тотемизм связан с родовым строем, поэтому это также форма социального устройства в рамках группы. Тотемические верования имеют несколько разновидностей – кроме родового тотемизма, существует племенной, индивидуальный, половой.

Анимизм – вера в существование души и духов как причины явлений природы. Она присуща всем культурам человечества. По мнению ученых, ей предшествовала вера в одушевленность всей природы. Многие племена Центральной Индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоемы, жители Андаманских островов верят в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы.

Фетишизм – это вера в способность обитания духовных начал в самых различных предметах (камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного, позже – специально изготовленные предметы). Если владельцу сопутствует удача, значит фетиш обладает магической силой, в противном случае его или наказывали (обычай некоторых народов), либо заменяли на новый. В наше время сохранился фетишизм в виде амулетов, оберегов.

Первобытные верования проявились в существовании различных культов. Один из самых ранних – культ Богини-Матери. Он датируется каменным веком и временем матриархата, носил почти универсальный характер для всех культур. Во многих культурах он существует до сих пор как культ всеобщей Матери, Прародительницы, которая может входить в пантеон божеств (египетская Исида, малоазиатская Кибела, Шакти в Индии и т.д.).

Тотемизм послужил возникновению культа животных – зоолатрии и культа растений - фитолатрии. Проявление зоолатрии разнообразно – прямое поклонение, страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам. Что касается фитолатрии, то у многих народов существуют предания о происхождении из растений семян жизни, в скандинавской мифологии ясень хранит зародыши всего живого. Священными растениями для многих культур являются лотос, кокос, бамбук, ирис, фольклор многих народов хранит предания о том, что злаковые культуры наделены душой. Близкими к этим культам являются так называемые промысловые культы – почитание животных либо растений, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. Важным моментом является вера в воскрешение зверей после смерти, мифы об умирающих и воскресающих животных есть у всех охотничьих культур, у земледельцев – аналогичный миф об умирающем и воскресающем божестве растительности.

Одним из наиболее ярко выраженных анимистических культов является культ предков (почитание душ умерших родственников). Им оказывают почести и внимание, иногда совершают жертвоприношение, при этом существует вера в их постоянное покровительство. Формы его проявления различны, по-разному совершают погребальные обряды. У многих народов умершие делились на две категории: чистые покойники (их еще называют безотносительно к возрасту «родителями»), умершие естественной смертью, и нечистые. Почитание «родителей» - ранее родовой культ предков, теперь – семейная традиция, сохранившаяся у славян до нашего времени (Радуница, деды, родительские субботы).

С культом предков связаны аграрные культы – система верований, ритуалов и праздников, призванных обеспечить плодородие земли. Они возникли в ходе распространения земледелия (солярный культ – культ солнца, он возник с переходом к земледелию и животноводству).

Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении, это первый образец активного отношения человека к миру. В работе Дж. Фрезера «Золотая ветвь» магия сравнивается с наукой, в основе каждой из них лежит теория, система принципов, технические приемы, благодаря чему магию можно назвать псевдонаукой. Первобытный человек ясно осознавал, что структура рационального знания, основанного на наблюдениях за природой, и структура магических учений имеют разную природу, традиции, и разные типы деятельности. В основе магии – переживание эмоциональных состояний, истина в них постигается не разумом, а игрой эмоций, в ее основе лежит вера. Принципы науки – опыт, усердие, разум, поэтому наука образовала сферу профанного, повседневного, того, чем пользуются все члены племени, а магия – является частью сакрального, священного, окружая себя ритуалами. Примерами научного знания можно назвать накопление сведений о полезных и вредных растениях и животных, простейших медицинских и астрономических знаний и т.д.

Виды магии: гомеопатическая магия (иначе имитативная, хотя сам Фрезер считал данный термин неудачным, ибо предположение сознательно подражающего агента сужает сферу действия магии) руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное». В качестве примера можно привести известные практики магии вуду, в которых поражение куклы, символизирующей объект, должно было нанести вред самому объекту.

Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого. Ярким примером этой идеи могут служить верования, регламентирующие методы уничтожения отстриженных волос и ногтей (сожжение, закапывание и т. д.), присутствующие во многих культурах мира.

Мифологическое сознание проявляется в существовании переломных моментов в жизни человека, такие как беременность, рождение, половая зрелость, замужество или женитьба, смерть, которые формируют ядро бесчисленных обрядов, ритуалов и церемоний. Ритуал - стандартная последовательность действий, носящая символический характер, его цель всегда ясна, она четкая и определенная, в церемонии нет направленности на последующие события и не прослеживаются четко функции. Самые яркие примеры церемоний – инициации. Они состоят из двух этапов – на первом период уединения и подготовки, на втором – неофиты подвергаются телесному повреждению. Это испытание связано с идеей смерти и возрождения, но другая сторона инициации – систематическое ознакомление молодежи с сакральными мифами и традициями, посвящение в племенные тайны. Социологическая и культурологическая функция обрядов, ритуалов и церемоний – обеспечить верность традициям, чтобы сохранить и сплотить сообщество.

Мифология утверждает, фиксирует и развивает все ценные духовные установки – уважение к традиции, гармония с природой, смелость и уверенность в борьбе с трудностями и перед лицом смерти, кроме того, снабжает первобытного человека набором готовых ритуальных действий и верований, определенных приемов, которые восполняют пробелы в знаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: