Защита интересов клиента

Все специалисты в области консультирования, независимо от их теоретической ориентации, приоритетным считают принцип соблюдения прав клиента. Консультант должен уважать целостность и оберегать благополучие тех людей и групп, с которыми он работает. При возникновении конфликта между клиентами и работодателем консультанта консультанту необходимо прояснить сущность своих прав и обязанностей всем сторонам конфликта. Консультант должен подробно информировать всех участников консультационного процесса о целях и сущности любой оценочной, терапевтической, образовательной и тренерской работы. При этом следует открыто признавать, что все участники консультативного процесса, выступающие в роли клиентов, испытуемых и др. имеют свободу выбора по отношению к своему участию в консультативном процессе.

Консультант должен иметь четкое представление о своих личных потребностях и потенциальных возможностях влияния на тех, с кем он взаимодействует, и избегать злоупотребления доверием.

В случае, если требования организации, выступающей в роли клиента, принуждают консультанта нарушить общепризнанные этические принципы, необходимо выяснить суть этих расхождений, сообщить всем конфликтующим сторонам о своих профессиональных этических обязательствах и предпринять соответствующие меры.

Консультант должен прекратить консультативные взаимоотношения, если становится ясно, что они не приносят пользы клиенту, или по просьбе клиента. При этом он должен помочь клиенту в определении альтернативного источника поддержки.

Важнейшим условием защиты прав клиента является соблюдение принципа конфиденциальности. Передавать профессиональную информацию консультант может только с согласия клиента, за исключением особых обстоятельств, при этом консультант должен предупредить клиента о юридических ограничениях конфиденциальности. При работе с клиентами необходимо учитывать требования законодательства, изложенные в Федеральном законе о персональных данных от 14 июля 2007 года № 152-ФЗ.

Информация, полученная на консультации, данные тестирования могут обсуждаться только в профессиональных целях и только людьми, имеющими непосредственное отношение к данной ситуации. В письменных или устных сообщениях такая информация может предоставляться лишь в качестве оценки либо ссылки. Кроме того, условия конфиденциальности должны соблюдаться при хранении и передачи записей.

Консультанты, предоставляющие информацию личного характера, полученную в процессе профессиональной работы, в докладах, лекциях и других формах публичных выступлений должны получить соответствующее разрешение либо должным образом скрыть все идентификационные данные.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Дайте определение термину «консультация». Проанализируйте причины возникновения и распространения в современном обществе консультирования в социальной сфере.

2. Назовите типы консультаций в социальной сфере.

3. В чем заключаются принципы консультирования.

4. Структура консультативного процесса.

5. Модели консультаций, распространенные в консультировании в социальной сфере.

6. Требования к личности консультанта. Какому консультанту Вы лично отдали бы предпочтение и почему?

7. Что такое «аутентичный консультант»?

8. Как Вы понимаете выражение Р.Мэя: «Личность консультанта является орудием его труда»?

9. В чем заключается «умение консультанта учиться на практике»?

10. Объясните роль самоанализа в формировании профессионализма консультанта.

11. Охарактеризуйте внешние условия, способствующие оптимизации консультативного процесса.

12. Что Вы понимаете под обстановкой конфиденциальности консультативного процесса?

13. Если бы у Вас возникла необходимость получения консультативной помощи по социальным вопросам, то какую бы внешнюю обстановку Вы предпочли? В какой обстановке Вы бы не доверились консультанту?

14. Особенности планирования и временной организации консультативного процесса.

15. Защита интересов клиента в социальном консультировании. Принцип конфиденциальности.

Основная литература

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 512с.

2. Немов, Р.С. Психологическое консультирование: учебник для студ. вузов / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001.- 528с.

3. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. М., 2000. – 250с.

Дополнительная литература

1. Айви, А. Психологическое консультирование и психотерапия / А. Айви, М. Айви, Саймэн-Даунинг Линк. - М., 1999.

2. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с.

3. Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж. Коттлер, Р. Браун. - СПб., 2001.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1994. – 133с.

5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования /Р. Нельсон-Джоунс. – СПб: "Питер", 2000.- 464с.

6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. С.-Пб.: «Дидактика плюс», 2001. – 348с.

7. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.2: Пер. с англ. – М., 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: