Личность и профессиональная позиция консультанта

Поскольку личность консультанта, по выражению Ролло Мэя, является орудием его труда, ее полнота и целостность приобретают особое значение для эффективного консультирования.

Чаще всего первыми называются такие качества консультанта, как эмпатия, умение привлекать к себе людей, коммуникативность, доброжелательность. Все эти качества представляют собой внешние атрибуты обаяния. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными и формируются при условии, если общение с людьми доставляет радость консультанту, он желает им добра, - в этом случае он автоматически притягивает к себе окружающих. Следовательно, так называемое «личное обаяние» является оборотной стороной проявляемого к людям интереса и радости от общения с ними. Не пользующийся же любовью окружающих человек, как правило, сам не стремится к этому, либо из опасения, что это обяжет его к ответному чувству, либо из желания сохранить свое уединение.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:

- доверие к людям;

- уважение ценностей другой личности;

- проницательность;

- отсутствие предубеждений;

- самопонимание;

- эмпатия.

Р. Кочюнас сформулировал ряд факторов, которые могут быть положены в основу модели личности успешного консультанта.

Аутентичность. Аутентичный консультант – наиболее подходящая модель, которая заключается в высокой гибкости поведения. Аутентичность – это, прежде всего, выражение искренности по отношению к клиенту. Такой консультант, не стремясь к созданию внешнего фасада, расходует энергию не на проигрывание выбранных ролей, а на решение конкретных проблем. Он может позволить себе не знать все ответы на жизненные вопросы, стремится оставаться живым человеком, что создает возможность более полно соприкоснуться с жизнью клиента. Выделяют три основных признака аутентичности:

- полное осознание настоящего момента;

- умение сделать выбор;

- активность, принятие решений в данный момент, «здесь и сейчас».

Открытость собственному опыту. О ткрытость здесь понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные, давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. В этом случае вытесняемые чувства могут стать источниками неконтролируемого поведения. Только осознавая свои эмоциональные реакции, мы можем сами выбирать тот или иной способ поведения, не позволяя неосознанным чувствам нарушать регулятивные функции.

Развитие самопознания. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к себе, и к жизни в целом. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше он понимает своих клиентов. Глубокое самопознание увеличивает возможности выбора в жизненных ситуациях. Поэтому самопознание является базой для подготовки консультантов.

Сила личности и идентичность. Консультант должен четко осознавать свои жизненные цели, иметь свою собственную позицию, знать, «кто он таков, чего хочет от жизни, что для него важно по существу», чтобы не быть простым отражением надежд и просьб других людей.

Толерантность к неопределенности. Чаще всего задачи, которые ставятся в процессе консультирования, не имеют однозначного решения. С одной стороны, консультант выступает в большинстве случаев своеобразным «проводником» клиента на пути к переменам, которые необходимы для решения возникших проблем, с другой, - он никогда заранее не знает, с каким клиентом и с какой конкретно проблемой столкнется. Поэтому консультанту необходима уверенность в себе в ситуации неопределенности. Убежденность в правильности принимаемых решений, способность рисковать – вот те качества, которые помогают преодолевать напряжение, возникающее в ситуации неопределенности.

Ответственность. Поскольку многие ситуации в процессе консультирования возникают под контролем консультанта, он должен нести за них ответственность. Понимание своей ответственности позволяет свободно и осознанно осуществлять свой выбор – соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние.

Отношения с другими людьми. Оценивая людей, их чувства, взгляды, черты личности, консультант должен делать это объективно, без осуждения и «наклеивания ярлыков». Эффективный консультант должен уметь преодолевать естественные опасения, возникающие у большинства людей при завязывании близких отношений, открыто выражать свои чувства перед людьми.

Постановка реалистичных целей. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью и до конца понять каждого человека и оказать помощь при решении любой проблемы. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо того, чтобы извлекать полезные уроки из своих неудач. Если же мы допускаем ограниченность собственных возможностей, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. В этом случае отношения с клиентами становятся более глубокими и доверительными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой реалистичные цели.

Эмпатия является важнейшей составляющей модели эффективного консультанта и представляет собой постижение эмоционального состояния, «вчувствование» в переживания другого человека. Благодаря эмпатии консультант может проникать во внутренний мир клиента, понимать его психологию как бы из нутрии. Эмпатическая способность возрастает с углублением жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций клиента и консультанта.

Необходимым элементом в структуре профессионально важных качеств консультанта является профессиональная подготовка. Однако хорошие теоретические знания еще не являются залогом успешной консультативной деятельности. З. Фрейд считал самым важным «прирожденную способность проникать в душу человека и в первую очередь, в подсознательные уровни собственной души – и учиться на практике».

Умение «учиться на практике» позволяет консультанту выработать в себе способность отказаться от тенденции руководствоваться в своей работе стереотипами. «Симпатии и антипатии нашего ego, - пишет Р. Мэй, - так же живучи, как мифологическая многоглавая гидра, и для борьбы с ними требуется такое же хитроумие». Главный камень преткновения личности консультанта заключается в видении людей через призму собственных установок, стереотипов, предрассудков.

Полностью избежать влияния личностных стереотипов консультанту практически невозможно, но их можно осознать и быть «настороже». Вот почему многие психотерапевтические школы при подготовке консультантов в качестве обязательной составляющей обучения вводят прохождение сеансов психоанализа у профессиональных психотерапевтов самими обучающимися, что дает возможность осознать собственные комплексы и по возможности избавиться от них. В противном случае при работе с клиентами они подсознательно будут исходить из этих комплексов.

Другим способом осознания и понимания себя, своих глубинных психологических проблем является предложенный и использованный самим З. Фрейдом самоанализ. Благодаря самоанализу Фрейд сделал большинство своих научных открытий. Разумеется, понять себя до конца невозможно – слишком изворотливо наше «Я», чтобы позволить вытащить себя из своего «укромного уголка». Однако постоянное продвижение на пути самопознания и самоанализа может явиться значительным подспорьем для консультанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: