Методика представляет собой набор личных характеристик, по которым испытуемый оценивает заданные параметры личности («Я» актуальное, «Я» идеальное и др.).
После оценки испытуемым личностных характеристик по всем позициям, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам личностного взаимодействия по приведенному выше ключу. Количество отмеченных знаком «+» номеров по каждому октанту выносится в таблицу (количество баллов):
№ октанта | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Кол. баллов Я-Р | ||||||||
Кол. баллов Я-И |
Каждому октанту соответствует определенный тип межличностных отношений:
I – Властно-лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником, организатором, свойства руководителя. При более высоких показателях (до 12 баллов) – нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, свыше 12 – дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма.
II – Независимо-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь собственное мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.
III – Прямолинейно-агрессивный. В зависимости отстепени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, н6епосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) и может переходить в чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость при высоких баллах.
IV- Недоверчиво-скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый, недоверчивый модус отношениях к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.
V- Покорно-застенчивый. Отражает такие особенности личности, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах – полная покорность, повышенное чувство вины, самоунижения.
VI - Зависимо-послушный. При умеренных баллах – потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях – сврехконформность, полная зависимость от мнения большинства.
VII - Сотрудничающе-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящихся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении этого стиля межличностных отношений проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излиянии дружественных чувств по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
VIII – ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать другим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечие, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
Первые четыре типа межличностных отношений характеризуются преобладание неконформных установок и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) реакциям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной позиции, тенденцией к лидерству и доминированию. Следующие четыре типа представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.
По количественным показателям октантов можно вычислить векторы доминирования и доброжелательности.
Вектор доминирования V = I - V + 0,7 (II + III – VI - IV)
Вектор доброжелательности G = VII – III + 0,7 (VIII – VI + IV – II)
Для оценки межличностных отношений в семье дается инструкция: после описания своего актуального и идеального «Я» дать оценку жене (мужу) и идеалу жены (мужа), то же самое в отношении других членов семьи. Рассогласования идеала с актуальным образом оцениваемого лица представляет значительный интерес для оценки внутрисемейной ситуации в целом, а также о степени выраженного когнитивного диссонанса у обследуемых.
Приложение 8