Волга Новокурцово - чапаевская горка

(110 км авто, 25км лодка, 29 км вело)

О потере радиостанции спохватились где-то на полпути во время возвращения из похода, однако не стали возвращаться, надеясь, что она завалялась среди вещей. Но, увы…

А поэтому нас, как преступников, потянуло на то самое место, и следующий поход продолжили от злополучного Новокурцово.

Поскольку прибыли близко к вечеру, то собрались не плыть, а устроиться на ночлег.

Проезжая вышеупомянутую деревню, поинтересовался у единственно встреченной нами хозяйки: а не слыхала ли она о нашей утерянной безделушке? На что бабка поведала: мол, да, нашли на пляже мальчишки, и теперь – ищи – свищи!

От Новокурцово укатили за тройку километров по дороге вдоль реки по полю с высокой травой. За полем лес сосновый, а за поворотом Волги виднелись дома деревни Якшино.

Это была стоянка в чистом поле. Это была хорошая стоянка с посещением леса на велосипеде, с небольшой проблемой сбора дров «с миру по нитке», с не очень теплой погодой. Но луг благоухал, закат, как всегда, прекрасен, а снимки о том расскажут.

Следующий день преподнес приятный сюрприз – нашлась наша радиостанция. Вот история возвращения.

Решили начать водный путь как раз от того самого места, где потеряли радиостанцию. Лена ушла с Джулькой пешком, и я на машине, разумеется, их обогнал.

Потом обычные дела, связанные с формированием флотилии, а машину погнал назад за километр в Новокурцово. Решил попросить ту самую бабку посмотреть за машиной.

Бабушки ни около дома, ни в дому не оказалось. Деревня как будто вымерла. Лишь мальчик пятилетний возился на лужайке со скошенной травой. Спросил мальчика насчет родителей, на что вполне самостоятельный бэби дал ответ: скоро приедут из города. Дачный сезон в разгаре.

Не придумал ничего лучше, нежели поставить тачку на краю лужка возле чужого забора. В это время по дороге шла симпатичная девочка лет двенадцати. Спросил: прав ли я, что поставил здесь машину, на что она пожала плечами. А затем уже безо всякой надежды поинтересовался радиостанцией. И вдруг девушка завернула в бабкин дом и вынесла аппарат.

У меня в данный момент не то, что шоколадки, даже денег в кармане не оказалось, посему ограничился огромным «спасибом», и девушка с невозмутимым лицом ушла своей дорогой. А я поспешил на берег к Лене и Джуле уже с прекрасным настроением, сравнивая в мыслях молодое поколение со старым не в пользу последнего. Ведь эта бабка с какой-то корыстью утаила истину, хотя толку от той радиостанции в одном экземпляре – ноль.

Вскоре начали плавание. Какие славные берега у Волги! Вылезли на правом, поднялись вверх. Там дорога вдоль берега с молодыми деревьями и такая же молодая первая земляника этого года. Витамин был съеден без остатка тут же на месте.

Потом низкий правый берег потерял интерес ввиду своей пустоты, а левый, напротив, - поднялся ввысь, запестрел лесами. И уже не помним где, в устье маленького ручейка, коими Волга весьма изобилует, выбрали место стоянки. Отсюда вверх поднималась тропинка, обещавшая великолепные виды, замечательные волжские пейзажи.

Вот и наша голубая палатка уже вписалась в эти самые пейзажи. Тогда нам хватило резвости подняться вверх по склону, прогуляться по краю высокого берега, покрытого лесом, поиграться с камнем, а главное, - запечатлеть все это море красоты на фотокамеру, дабы и другие смогли любоваться. Нашей любимой Волгой.

Вновь «с миру по нитке» собрали дровишек, с трудом отловил пару окушков в недалекой заводи, (со злорадством замечу, что пара крутых рыбаков, стоящих по уши в воде, вообще ничего не поймала). Потом был ужин и был закат, пополнивший коллекцию закатов.

Утро окрасило нежным светом зеленые склоны нашего высокого берега. Еще разок вскарабкались по очереди на обе стороны оврага образованного ручьем, вновь поснимали, а там уже и пора в путь – дороженьку!

Почти полдня ни шатко, ни валко преодолевали кусок реки до «Чапаевской горки». Именно сей прекрасный обрыв много лет назад был облюбован братьями Васильевыми для съемок гибели Чапаева в их знаменитом фильме.

Этот день тоже выдался жарким, поэтому как-то сам собой всплыл вопрос о мороженом. Показалось длинное село Андреевское с магазином. До этого села надо было еще дотопать по пойменному лугу, и неизвестно, - сколько гулять по самому селу.

Тем не менее, жажда мороженого отправила меня в путь, и конечно, магазин оказался на другом конце почти двухкилометрового поселения. Так я до него и не добрался. Зато свои талии и «бабки» сохранили.

И вот во всей красе выросла «Чапаевская горка» возле Мухина Городища. Она давно уже не лысая, как в фильме, а заросла лесом и сверху, и снизу. Причалили мы к отмели чуть сбоку от обрыва, а на горку не полезли, ибо не было ни сил, ни времени, ни желания. Ведь мне предстояла поездка на велосипеде 25- и километровой протяженности.

Весь путь проделал вдоль правого берега Волги, оставив позади деревни и села: Беседы, Сеславье, Сельцо Подъелышево, Якшино и, наконец, Новокурцово. Дорога сколь сложна, столь интересна. Приходилось и определяться по карте, поскольку грунтовка переходила в тропинки, по очереди ныряя то в поле, то в леса. Закончил в Новокурцове. Это злополучное Новокурцово оставит о себе не очень добрую память.

И не только из-за радиостанции, тем более, последняя-таки, нашлась. Главное, - из-за бабки.

Впервые столкнулся с такой каргой. Когда я, чуть живой, приполз к своей тачке, эта бабка на меня наехала по полной программе. Мол, поставил свою машину без спроса, да на покосах (вообще в этой деревне не было свободного пятачка). Она орала на всю деревню и продолжала орать, пока я привязывал велосипед к багажнику. А поскольку машина стояла, в общем-то, не у ее дома, то заявила, что пойдет жаловаться к хозяину.

Я устало объяснил ей, что разрешение спросил у пятилетнего мальчишки, и что зря орет, потому, что больше ноги моей не будет в этой «гостеприимной» деревне.

Тут голос бабки возвысился еще на пять децибел, она обвинила меня в полном отсутствии совести. И вот здесь меня прорвало, и я припомнил ей радиостанцию, сославшись при этом (с куда большим основанием) на вопросы бабкиной совести. Мол, у ее внучки с совестью все в порядке, - не то, что… Но непробиваемая старуха, проигнорировав последнее замечание, заорала, что для девочки я пожалел шоколадку. Тогда я достал из кармана сто рублей, попросил передать девочке. - «Не нужны ей деньги, ей шоколадка нужна!!»…

Не поленилась бабка, сбегала за хозяином, чтобы он со мной по-мужски разобрался. Вышел хозяин, - молодой мужчина приличного городского вида. Выслушал меня, извинился и ушел, да и я вскорости укатил.

Впервые за всю походную практику столкнулся со столь враждебным отношением небольшой части местного населения к нам. Но это отнюдь не испортило нашего с Леной впечатления от волжских красот.

После «Чапаевской горки» еще будет, куда нам плыть вниз по течению, ведь лето только начинается, а скоро и Полинку должны привезти.

Итак, закончил описание второго похода по Волге, а фотографий – еще на один поход. Постараюсь напечатать как можно больше, несмотря на всяческие противодействия недружественных к нам слоев населения.

ВОЛГА ИЗБРИЖЬЕ - ЧАПАЕВСКАЯ ГОРКА - ЧАПАЕВКА (92 км авто, 5 км вело, 5 км лодка)

Следующий волжский поход можно охарактеризовать как самый короткий по расстоянию, но самый насыщенный по содержанию и трудам праведным и развлекательным. Об этом могут свидетельствовать фотографии, а также банки с земляничным варением (ну, может быть, одна – две небольших банки, - уж больно сильно ягода уваривается). Поход на три дня был задуман, чтобы «закрыть тему» Волги от Избрижья до устья Тьмы, но на деле, преодолели едва лишь третью часть задуманного пути. И все из-за этой земляники.

Правда, нас еще здорово задержала «Чапаевская Горка», где мы провели часа полтора, фотографируя все подряд.

А начался поход с большой деревни Избрижье на левом берегу чуть выше по течению от Чапаевской Горки, которая на правом берегу около деревни Моркино Городище. Буквально через три дня после предыдущего похода мы выехали в это самое Избрижье.

Спуск на воду прошел в штатном режиме, а вот машину пристроил с трудом, потому что тлетворное дыхание города добралось и до этой деревни, которая на две трети состоит из дачных участков, где злые горожане терпеть не могут чужаков.

Тем не менее, нашлась добрая душа в лице владельца одного из нехилых коттеджей, - он за сотню рублей пристроил нашего «коня» в своем палисаднике.

Мы быстро добрались до «Чапаевской Горки», которая стала посещаемым и памятным местом для людей. Судя по многим простеньким туристическим сооружениям, наш брат турист, либо просто любители шашлыков охотно оккупируют этот берег. Сюда натаскано много камней и чувствуются какие-то развлекательные задумки со стороны предприимчивых людей. Скорее всего, берег будет взят в аренду и станет платным для посетителей. Либо организуют чего-нибудь типа пансионата на этом красивейшем из волжских мест.

Отсюда «белые пулеметчики» стреляли по В.И.Чапаеву, а Волга изображала реку Урал. Отдать этот берег под частные застройки будет большим преступлением.

Прогулявшись по кромке берега и насладившись видами, мы спустились с гор и поплыли вниз по Волге. Дело шло к вечеру, и надо было думать о ночлеге.

Левый берег Волги зарос хвойным лесом. Этот лес когда-то был любимым местом для поездок на моторке для моего батьки. Раза три и я с ним приезжал сюда, да и с Леной мы тоже разок гоняли на этой моторке с дедом и псом Микой, когда Анюта незадолго до этого родилась. В нашей семье этот лес называли «Путиловским» из-за названия деревни на другой стороне реки супротив данного леса.

У нас с Леной возникло большое желание побыстрее встать на ночлег именно в начале этого леса, потому что чуть подальше уже маячили чужие стоянки. И место нам приглянулось незанятое, но потому незанятое, что рядом был кусочек подгорелого леса. Некрасивый такой кусочек, но мы с Леной решили не обращать на него внимания.

Мы не прогадали с местом: прямо, начиная с горелого леса и в сторону, откуда мы приплыли, - земляничные богатства. Сбор земляники и предопределил дальнейшую судьбу похода. Весь следующий день гребли землянику. Перед лесом чуть возвышался заросший травой холмик, и на его склонах как раз было много ягоды.

В дальнейшем устав от сбора, по очереди прогулялись в лес вдоль берега, причем Лена каталась на велосипеде, а я пешочком. Как выяснилось, дорога автопроезжаемая скоро перестала быть таковой, - ее попросту перекопали. Там разместились целые небольшие поселения из палаток со всякими туристскими строениями типа навесов, полуземлянок, будочек и даже миниогородики. Люди устроились здесь довольно основательно.

Изучив карту, обратили внимание, что лес занимает большой кусок берега, на нем нет деревень, за исключением нежилой Чапаевки. И, если бы мы продолжили путь по воде, то добравшись до Больших Борков, я получил бы обратную дорогу на велосипеде километров в двадцать. Но земляника съела этот день и эти километры, так что путь назад за машиной не занял много времени. А сей прекрасный лес мы еще проплывем когда-нибудь, дабы последний перед Тверью кусок Волги не стал «белым пятном» перед нашей кончиной.