Большинство занимающихся фотографией знают, что такое фотокомпозиция. Есть общее в композиционном построении фотоснимка и кинокадра. Ведь фотосъемка и видеосъемка во многом сходны. Однако в отличие от фотоснимка, видеокадр редко бывает неподвижен, статичен. Он, как правило, всегда в движении, всегда в динамике.
Фотоснимок может быть очень сложным, с множеством лиц, мелких деталей, предметов. И композиционно это вполне допустимо: ведь фотографию можно долго, детально рассматривать, даже изучать во всех подробностях.
С видеокадром все гораздо сложнее. Его не задержишь на экране для детального рассматривания, для изучения мелких подробностей, в глаза сразу должно бросаться главное - то, что является основой творческого замысла. Именно на главном надо сосредоточить взгляд зрителя, не отвлекая, не рассеивая его внимания.
Видеокадр раскрывается полностью только в сопоставлении с предыдущими и последующими сценами. Поэтому композиционное построение кадра рассматривается не только индивидуально, но и комплексно, в соответствии с общей задачей композиционного построения сцены или эпизода, а иногда и фильма в целом.
Итак, композиция видеокадра более сложна и строится по особым законам, которые подчинены движению и динамике.
В обычном литературном сценарии невозможно предусмотреть заранее композицию кадра той или иной сцены. Это можно сделать только в процессе съемки.
Композиция кадра обычно начинается с определения плана съемки. Каким планом снимать данный объект: общим, средним, крупным? Каково должно быть масштабное соотношение объекта и фона? Этот вопрос решается по-разному в зависимости от творческой задачи, которую ставит перед собой автор.
От масштаба плана съемки зависит решение другой, не менее важной задачи: с какой точки снимать? Лучшей съемочной точкой будет та, с которой объект съемки лучше всего виден. Она, как наиболее выразительная, и является главной точкой, определяющей генеральное направление съемки данной сцены, которое также зависит от стоящей перед автором задачи. Все последующие укрупнения съемочных планов в сцене, продиктованные соображениями композиции, должны вестись по линии генерального направления съемки. Иначе при монтаже невозможно будет правильно соединить монтажные планы в монтажные фразы. Последние представляют собой несколько соединенных вместе монтажных планов - кадров, объединенных общим сюжетом и представляющих законченное действие. Монтажная фраза—составной элемент эпизода.
Во время съемок может возникнуть другой, параллельный вопрос: с какой точки зрения снимать действующее лицо? С точки зрения зрителя? Это одно решение. А может быть, с точки зрения самого действующего лица, чтобы показать объект, на который он смотрел в предыдущем кадре? Это уже другое решение.
Ну, а в каком ракурсе снимать? Сверху или снизу, сбоку или с уровня своего роста? Все зависит от той цели, которую преследует режиссер видеопроизведения.
Снимая, например, человека снизу вверх, добиваются если это нужно, величественности фигуры. Человек кажется выше, чем в действительности. Зачастую этот прием используют и для карикатурного изображения.
Ракурс зависит от величины вертикального угла между оптической осью камеры и плоскостью снимаемого объекта. Чем больше угол наклона камеры, тем ракурс больше.
Человек, снятый сверху,кажется на экране меньше ростом — подчеркивается некоторая придавленностьего.
Однако надо иметь в виду, что при ракурснойсъемке возникают перспективные искажения. Если снимать человека снизу, неизбежно будут выглядеть увеличенными ноги и уменьшенной голова. При съемке сверху, наоборот, возникает масштабное увеличение головы и уменьшение ног.
Мы привыкли видеть людей, животных, архитектурные сооружения, окружающую нас природу с уровня глаза, в их естественном виде, без каких-либо искажений и деформации, поэтому ракурсными съемками нельзя злоупотреблять. Но когда по сценарию необходимо снять какой-либо вид из подвала или из котлована, с горы или с самолета, применение ракурса вполне оправданно. Это внесет своеобразную композиционную выразительность в построение кадра.
После определения плана съемки, точки съемки и ракурса можно перейти к определению главного в снимаемом кадре, к решению того, как обратить внимание зрителя на это главное.
Необходимо, чтобы главный объект съемки, будь то человек, животное, машина или просто предмет, нашел свое место относительно всех четырех сторон прямоугольника визира.
Не забудьте о горизонте. Ему тоже надо найти место в кадре. Во-первых, линия горизонта должна быть горизонтальной, а не скошенной. Во-вторых, она не должна делить кадр пополам. Обычно линия горизонта отделяет верхнюю или нижнюю треть кадра,но это не обязательно. Положение ее в кадре зависит от высоты камеры относительно снимаемого объекта. Чем, выше камера, тем выше линия горизонта, и, наоборот, чем ниже точка съемки, тем ниже и горизонт.
При построении кадра нужно соблюдать равновесие - один из основных законов композиционного построения кадра. В кадре не должно быть неоправданной пустоты. Но в то же время не должно быть и сумбура, хаоса, когда одно заслоняет другое, переплетаясь между собой и мешая друг другу.
Нельзя также заполнять кадр неравномерно, когда правая часть перегружена, а левая, наоборот, пуста. Расположение в кадре действующих лиц, предметов, деталей нужно уравновешивать.
Однако не подходите к равновесию формально, взвешивая, как на весах, нагрузку кадра. Например, снимая крупным планом человека в профиль или в три четверти, нельзя делать так, чтобы его лицо оказалось вплотную к краю кадра. Необходимо перед «мысленным взором» человека оставлять пространство, как бы заполненное взглядом. Так иногда и невесомый взгляд создает в кадре равновесие.
Надо уметь находить наиболее удачное построение кадра. Это достигается многократным перемещением камеры вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад. Надо упорно добиваться
выразительности кадра, чтобы он отвечал той творческой задаче, которую требуется решить.