О композиции кадра

Большинство занимающихся фотографией знают, что такое фотокомпозиция. Есть общее в композиционном построении фотоснимка и кинокадра. Ведь фотосъемка и видеосъемка во многом сходны. Однако в отличие от фотоснимка, видеокадр редко бывает неподвижен, стати­чен. Он, как правило, всегда в движении, всегда в ди­намике.

Фотоснимок может быть очень сложным, с множе­ством лиц, мелких деталей, предметов. И композицион­но это вполне допустимо: ведь фотографию можно дол­го, детально рассматривать, даже изучать во всех подробностях.

С видеокадром все гораздо сложнее. Его не задер­жишь на экране для детального рассматривания, для изучения мелких подробностей, в глаза сразу долж­но бросаться главное - то, что является основой твор­ческого замысла. Именно на главном надо сосредо­точить взгляд зрителя, не отвлекая, не рассеивая его внимания.

Видеокадр раскрывается полностью только в сопо­ставлении с предыдущими и последующими сценами. Поэтому композиционное построение кадра рассматри­вается не только индивидуально, но и комплексно, в соответствии с общей задачей композиционного построе­ния сцены или эпизода, а иногда и фильма в целом.

Итак, композиция видеокадра более сложна и строит­ся по особым законам, которые подчинены движению и динамике.

В обычном литературном сценарии невозможно пре­дусмотреть заранее композицию кадра той или иной сцены. Это можно сделать только в процессе съемки.

Композиция кадра обычно начинается с определения плана съемки. Каким планом снимать данный объ­ект: общим, средним, крупным? Каково должно быть масштабное соотношение объекта и фона? Этот вопрос решается по-разному в зависимости от творческой за­дачи, которую ставит перед собой автор.

От масштаба плана съемки зависит решение другой, не менее важной задачи: с какой точки снимать? Луч­шей съемочной точкой будет та, с которой объект съемки лучше всего виден. Она, как наиболее вырази­тельная, и является главной точкой, определя­ющей генеральное направление съемки данной сцены, которое также зависит от стоящей перед автором задачи. Все последующие укрупнения съемочных планов в сцене, продиктованные соображени­ями композиции, должны вестись по линии генерально­го направления съемки. Иначе при монтаже невозмож­но будет правильно соединить монтажные планы в монтажные фразы. Последние представляют собой не­сколько соединенных вместе монтажных планов - кад­ров, объединенных общим сюжетом и представляющих законченное действие. Монтажная фраза—составной элемент эпизода.

Во время съемок может возникнуть другой, парал­лельный вопрос: с какой точки зрения снимать дей­ствующее лицо? С точки зрения зрителя? Это одно ре­шение. А может быть, с точки зрения самого действую­щего лица, чтобы показать объект, на который он смот­рел в предыдущем кадре? Это уже другое решение.

Ну, а в каком ракурсе снимать? Сверху или снизу, сбоку или с уровня своего роста? Все зависит от той цели, которую преследует режиссер видеопроизведения.

Снимая, например, человека снизу вверх, добивают­ся если это нужно, величественности фигуры. Человек кажется выше, чем в действительности. Зачастую этот прием используют и для карикатурного изображения.

Ракурс зависит от величины вертикального угла между опти­ческой осью камеры и плоскостью снимаемого объекта. Чем боль­ше угол наклона камеры, тем ракурс больше.

Человек, снятый сверху,кажется на экране меньше ро­стом — подчеркивается некоторая придавленностьего.

Однако надо иметь в виду, что при ракурснойсъем­ке возникают перспективные искажения. Если снимать человека снизу, неизбежно будут выглядеть увеличен­ными ноги и уменьшенной голова. При съемке сверху, наоборот, возникает масштаб­ное увеличение головы и уменьшение ног.

Мы привыкли видеть лю­дей, животных, архитектур­ные сооружения, окружающую нас природу с уровня глаза, в их естественном виде, без ка­ких-либо искажений и дефор­мации, поэтому ракурсными съемками нельзя злоупотреб­лять. Но когда по сценарию необходимо снять какой-либо вид из подвала или из котло­вана, с горы или с самолета, применение ракурса вполне оправданно. Это внесет свое­образную композиционную вы­разительность в построение кадра.

После определения плана съемки, точки съемки и ракур­са можно перейти к определе­нию главного в снимаемом кадре, к решению того, как обратить внимание зрителя на это главное.

Необходимо, чтобы главный объект съемки, будь то человек, животное, машина или просто предмет, нашел свое место относительно всех четырех сторон прямо­угольника визира.

Не забудьте о горизонте. Ему тоже надо найти место в кадре. Во-первых, линия горизонта должна быть горизонтальной, а не скошенной. Во-вторых, она не должна делить кадр пополам. Обычно линия гори­зонта отделяет верхнюю или нижнюю треть кадра,но это не обязательно. Положение ее в кадре зависит от высоты камеры относительно снимаемого объекта. Чем, выше камера, тем выше линия горизонта, и, наоборот, чем ниже точка съемки, тем ниже и горизонт.

При построении кадра нужно соблюдать равновесие - один из основных законов композиционного по­строения кадра. В кадре не должно быть неоправдан­ной пустоты. Но в то же время не должно быть и сум­бура, хаоса, когда одно заслоняет другое, переплетаясь между собой и мешая друг другу.

Нельзя также запол­нять кадр неравномерно, когда правая часть пере­гружена, а левая, наобо­рот, пуста. Расположе­ние в кадре действующих лиц, предметов, деталей нужно уравновешивать.

Однако не подходите к равновесию формально, взвешивая, как на весах, нагрузку кадра. Напри­мер, снимая крупным планом человека в про­филь или в три четверти, нельзя делать так, чтобы его лицо оказалось вплот­ную к краю кадра. Необ­ходимо перед «мыслен­ным взором» человека оставлять пространство, как бы заполненное взглядом. Так иногда и невесомый взгляд создает в кадре равновесие.

Надо уметь находить наиболее удачное пост­роение кадра. Это дости­гается многократным пе­ремещением камеры вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад. Надо упорно добиваться

выразительности кадра, чтобы он отвечал той творче­ской задаче, которую требуется решить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: