Изучение учебной мотивации

Опираясь на знания о разновидностях учебных мотивов, определите характер мотивации учения, исходя из следующих характеристик поведения учащихся:

♦ школьник склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу;

♦ часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию;

♦ проявляет интерес к анализу собственных ошибок;

♦ решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других;

♦ учится, потому что заставляют взрослые;

♦ учится ради одобрения родителей;

♦ справившись с задачей, ищет другие способы ее решения;

♦ испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в вы­полнении задания.

4. Определение развивающей цели психогимнастической игры «Сиамские близнецы». Познакомьтесь с психогимпастической игрой «Сиамские близнецы». Определите, на что она направлена.

Игра «Сиамские близнецы»

Материалы. Каждой паре понадобится одна упаковка перевязоч­ного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата A3) и восковые мелки.

Порядок выполнения и инструкция

Инструкция 1.

«Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово «сотрудничать»? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали? Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары.

Остальные пока будут смотреть».

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преиму­щество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и, пока другие игра­ют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете ре­шить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Инструкция 2.

«Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед ва­ми большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать кар­тину, если ваши руки будут привязаны друг к другу».

Комментарий.

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Инструкция 3.

«Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы ре­шить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто не­сколько красивых линий и форм. Остальные дети, которые пока не рису­ют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимо­действовать».

Комментарий.

Дайте парам примерно по 5-6 минут на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.

5. Выявление барьеров семейного воспитания. Пользуясь схемой (рис. 1) «Психологические барьеры воспитания в се­мье», определите, какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии».

Мама притянула Журку к себе, посидела молча. Потом серьезно сказала:

— Есть у вас общее...

— Что?

— Ваше самолюбие. У обоих одинаковое. Гордость...

Журка подумал над этими словами. Честно подумал, а не так, чтобы сразу сказать плохое. Но, подумав, беспощадно сказал:

— У него не самолюбие, а злость... И какая там гордость? Книжку унес потихоньку и даже сказать побоялся. А я потом хоть сквозь землю...

— Но он же не знал! Журка!.. Ты пойми, что он совсем по-другому смотрел на это. Думал, что эти книжки для тебя, как игрушки для малыша: сперва поиграешь, а потом надоест и забудешь. А если забыл про старую игрушку,

зачем напоминать? Взял и унес... Помнишь, как я твои старые машинки в кладовку прятала? Если ты не видел, то и не вспоминал, а как увидишь — вцепишься: жалко!

— Это совсем другое дело...

— Но папа-то не знал, что другое. Он просто тебя не понимал. А ты его. Ты его тоже очень обидел.

— Ну да! — вскипел Журка. — На свои обиды у него есть гордость! А меня можно, как... бумажную куклу...

— Почему куклу?

Журка сказал неожиданно осипшим голосом:

— А помнишь, когда я маленький был, ты мне разных куколок вырезала из бумаги? А для них одежду бумажную, чтобы наряжать по-всякому... Ну вот, он меня как такого бумажного человечка — будто скомкал...

Мама долго молчала. Журка, чтобы спрятать заблестевшие глаза, стал натягивать через голову рубашку. Из-под рубашки проговорил:

— Я знаю, что сперва был виноват... Потому что так сказал... Но он на ме­ня, как будто 51 самый страшный враг...

— Он горячий... и он уже не думал, что это так закончится! Ему в детстве столько раз попадало от родителей, и он никуда не бегал. Вот и сейчас не понял: что тут страшного.

Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчи­ка с отцом.

Рис. 1. Психологические барьеры, мешающие нормальному воспитательному процессу в семье (В. А. Кан-Калик «Грамматика общения»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: