Роторы турбин и компрессоров опираются на опорные подшипники, которые воспринимают их вес. Кроме этого на ротор действуют силы, возникающие при работе турбины или компрессора. Это силы стремятся сдвинуть ротор в осевом направлении в сторону меньшего давления. Перемещению ротора в осевом направлении препятствует упорный подшипник.
При больших нагрузках длительно работают подшипники скольжения, которые в мощных ГТУ используются в качестве опорных и упорных. Для смазывания подшипников применяют турбинное масло.
В опорном подшипнике между шейкой ротора и нижним вкладышем подшипника создается тонкая пленка масла (масляный клин). Давление масла в масляном клине резко повышается. В результате создается усилие, равное вес)' той части ротора, которая приходится на. данный подшипник, и ротор как бы «плавает» на масляной пленке.
При работе ГТУ ротор «всплывает» на масляной пленке так, что расстояние между центром подшипника и осью шейки ротора составляет 0,5-0,7 мм. Коэффициент трения при нормальной работе подшипника составляет 0,002-0,005. Но даже при таком малом коэффициенте трения выделяется большое количество теплоты и масло нагревается на 20-25 С. Чтобы уменьшить трение при пуске и остановке ГТУ, поверхность вкладышей заливают баббитом.
|
|
Чтобы уменьшить перекосы шейки ротора относительно подшипника, применяют подшипники со сферическими вкладышами.
В настоящее время в опорных подшипниках почти не применяют круговую расточку, так как при этом велики расходы масла, возникает низкочастотная вибрация ротора и заметное смещение вала в работающем подшипнике по отношению к неработающему.
Поэтому применяют другие формы расточки опорных подшипников (круговая расточка со смещением верхнего вкладыша относительно нижнего, овальная и трехклиновая), которые позволяют избавится от тех или иных недостатков.
Используются также подшипники с качающимися сегментами, на которые опираются шейки роторов, сегменты в свою очередь опираются на поверхность внутренней расточки верхнего и нижнего вкладышей. При вращении ротора они самоустанавливаются так, что давление в масляном клине компенсирует ту часть ротора, которую воспринимает данный сегмент.
Осевой разбег (перемещение) ротора при работе не должен превышать 0,3-0,5 мм. При сборке, когда в сегментном упорном подшипнике нет масла, разбег ротора заметно больше, так как упорный диск упирается непосредственно в упорные колодки без масляного клина. Чтобы добиться равномерного расширения усилий по упорным колодкам без точной подгонки, применяют различные способы опирания упорных колодок на корпус подшипника, например через плоские пружины и рычажную систему. Оба способа позволяют автоматически перераспределить нагрузки на колодки до полного выравнивания.
|
|
Упорные поверхности упорных колодок заливают баббитом.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково назначение масляного клина в опорном подшипнике между щеткой ротора и нижним вкладышем подшипника?
2. Как уменьшить трение при пуске и остановке ГТУ?
3. Как уменьшить перекосы шейки ротора относительно подшипника?
4. Какие применяют формы расточек опорных подшипников?
5. С помощью чего добиваются равномерного распределения усилий в упорных подшипниках?
6. Каково назначение упорных и опорных подшипников?