Современный Китай

в планах США

Динамично развивающийся социалистический Китай является поистине «зубной болью» для лидеров США. Поездки высших руководителей Америки в КЯР, визит президента КНР Ху Цзинтао весной 2006 г. в СIIiА говорят о том, что американцы стремятся достичь глубокого стратегического взаимопонимания с Китаем. Эта долгосрочная цель ставит перед США следующие задачи: «определение практических параметров и допустимых пределов роста влияния Китая как доминирующей региональной державы, решение проблемы со стремлением Японии выйти за рамки своего фактического статуса американского протектората и направить геополитические устремленвя Пекина на русский Дальний Восток, Сибирь, Монголию, Среднюю Азию»2.
Такой вывод напрашивается при знакомстве с большим докладом «Неверное направление России: что могут и должны сделать СiIIА». В подготовке доклада приняли участие 20 политиков и экспертов-политологов, вьшолнивших заказ влиятельной американской организации «Совет по внешней политике». В числе авторов доклада сенатор Дж. Эдвардс, отпетый русофоб и бывший заместитель госсекретаря, экс-посол в России С. Тэлбоггг, экс-сотрудник Совета национальной безопасности З. Бжезинский, бывший координатор Госдепа по России и странам СНГ С. Систанович.
В докладе есть раздел «НАТО, Китай и соседи на постсоветском пространстве». В нем, в частности, говорится, что «будущая политика и развитие России и Китая определят, будет ли группа ведущих мировых держав поделена на два блока на основе различий В политическом режиме... или даже на два военных блока»3.
Цель политики Вашингтона заключается в том, чтобы склонить мощный Китай к решению региональных проблем (читай: начать
Блинов А. Холодная война с торговым подтекстом // Независимая газета. 2006
]Ч 71.
2 Бжезинский З. Указ. соч.
З дружить против Москвы // Независимая газета. 2006. 14 апреля.

экономическую, демографическую, военную экспансию против соседних государств). Началом стратегического сотрудничества может явиться серьезный диалог Вашингтона и Пекина. Именно такую цель ставил в свое время визит Б. Клинтона в КНР, который упорно подогревал озабоченность китайского руководства в связи с положением в Северо-Восточной и Средней Азии. Но пока взгляды лидеров КНР направлены больше в сторону Тайнаня — средоточия капиталов стран АТР, чем на русское Приморье, Хабаровский край, Монголию, Среднюю Азию и Горный Бадахшан.
Конечно, это не исключает, что следующим этапом строительства Великого Китая будет попытка реализовать интерес к данным регионам. К такому шагу Китай упорно подталкивают американцы, полагающие, что растущий интерес его к Средней Азии сужает возможности России в деле достижения политической реинтеграции региона под контролем Москвы. Вашингтон усиленно подталкивает КНР и Японию к развитию Восточной Сибири, Китай — к противостоянию с Индией и поддержке Пакистана.
Американцы полагают, что присоединение Тайнаня к материконому Китаю возможно только путем добровольного волеизъявления жителей островного государства. Они могут присоединиться только к «демократическому и процветающему» Китаю, где будут соблюдаться все права человека, как это понимает Вашингтон.
Занимаясь словесной дипломатической эквилибристикой, американцы тем не менее систематически шпиоi-iят за Квтаем — из космоса, с моря, с воздуха, особенно после того как Пекин успешно осуществил запуск в космос двух кораблей с первыми китайскими космонавтами. По мнению США, если кто-то и может оспорить американское лидерство в космосе, то это Китай, а не Россия. Поднебесная может высадить своих астронавтов на Луне в 2017 г. — за Год до того, как это, по самым оптимистичным прогнозам, может сделать американское аэрокосмическое агентство НАСА. «Если Китай опередит нас здесь, то нашей космической программе наступит конец... Мы находимся в состоянии космической гонки, о которой американская общественность ничего не знает», — заявили конГрессмеиы США на парламентских слушаниях по бюджету НАСА. Конгрессмены выделили на космическую гонку на 2007 г. из различных фондов около 20 млрд долл. Их напугало, что в рамках государственной космической программы США работает 75 тыс, человек, а в рамках китайской — 200 тыс.
Итак, несмотря на бравурные доклады и рапорты о всесторонНем улучшении отношений с Китаем, Вашингтон серьезно опасается
- ‘п его военно-морской, экономической, финансовой мощи. З этом говорят многие факты. Один из них — вынужденная по- 358

II. Геополитика в СовРеменном мире

садка самолета-шпиона на китайском острове. Самолет был начи.. нен современнейшей электронной аппаратурой, и вопреки демар.. шам и запретам Вашинггона китайцы ознакомились с содержимым ее информационных блоков.
Безусловно, опасения США возросли в связи с превращение «Шанхайской пятерки», в «шестерку»: к России, Китаю, Киргизии, Таджикистану, Казахстану присоединился Узбекистан. В конце 2005 г. и в начале 2006 г. в качестве наблюдателей были Индия, Пакистан, Иран. Среди многих целей Шанхайской организации сотрудничест.. ва подразумевается и такая, как усиление координации входящих в нее стран для защиты от внешней агрессии.
Американцы по инерции твердят, что воссоединение Тайвавя с материковым Китаем поставит под угрозу китайско-американские отношения и подорвет способность Китая привлечь иностранные инвестиции. Как следствие воссоединения, по мнению американских аналитиков, претензии Китая на определяющую роль в регионе и получение статуса мировой державы уменьшатся. Во многом эти рассужщения построены на песке. Дело в том, что самые большие инвестиции в экономику КНР делают не американцы, западноевропейцы и даже не японцы, а Тайнань и хуацяо — этнические китайцы, проживающие за рубежом. Общая стоимость 500 ведущих предприятий в Юго-Восточной Азии, принадлежащих хуацяо, составляет около 540 млрд долл.
При современных темпах экономического развития (самых высоких в мире) за 20 лет нового тысячелетия КНР может превратиться в глобальную военную державу. Его динамичная экономика позволит направлять значительную часть внутреннего валового продукта на модернизацию вооруженных сил, и в первую очередь на совершенствование и развитие стратегического ракетно-ядерного потенциала. Безусловно, динамичное наращивание вооружения заставит Японию заняться тем же, так как ее политические лидеры знают о сильных антияпонских настроениях рядовых китайцев. Это память о тех зверствах, что творшiи японские солдаты, спецкоманды в Китае во время оккупации в 1930—1940-е гг.
Поддерживая Японию — своего давнего партнера и конкурента, Вашинггон применяет по отношению к Пекину различные формы давления. Американцы воспользовались саммитом в Бангкоке организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в октябре 2003 г., чтобы обвинить Китай в «нечестной» валютной политике и в очередной раз попытались надавить на него, чтобы он укрепил юань по отношению к доллару, т.е. сделал его более дорогим.
«Недооцененность» китайской валюты, по мнению Вашингтона, серьезно вредит американской экономике. В США заявляют, что

Пекин, поддерживая низкий курс юаня (8,3:1), искусственно стимулирует свой экспорт в США. Результатом такой «нерыночной» политики стал дефицит торгового баланса С КНР (около 150 млрд долл. в 2006 г.) и безработица в США1.
В силу тех динамичных изменений, что происходят в Китае, Ващинггон очень хочет, чтобы тот рассматривал Америку как своего естественного союзника, поскольку без китайско-американского стратегического сотрудничества, способствующего развертыванию американского присутствия в Евразии, у Америки не будет геостратегии для Азиатского-Тихоокеанского региона, что, в свою очередь, лишит ее геостратегии для Евразии в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: