Мост через пролив босфор

В 1973 г. в Стамбуле (Турция) было закончено строительство первого моста соединяющего Европу и Азию через пролив Босфор (рис. 1.). Главный пролет висячего моста равен 1074 м. Высота подмостового габарита в 64 м, что обеспечивает проход самых больших судов, курсирующих в Средиземном и Черном море. Босфорский мост вместе с системой дорог обеспечивает регулярную связь между двумя частями Турции, разъединенными Дарданеллами, Мраморным морем и Босфором.

Рис. 1. Общий вид Босфорского моста

В процессе проектирования дороги обсуждался тоннельный вариант перехода, который был отклонен из-за плохих геологических условий района строительства.

Территория Турции является сейсмически опасной, поэтому был проведен статистический анализ наблюдавшихся ранее землетрясений, на основе которых составлен прогноз о возможности повторения крупных землетрясений один раз в 60 лет. Принятая конструкция моста согласно проведенным расчетам способна воспринимать сейсмические воздействия любого направления при ускорениях почвы до 0,1g.

Общая схема Босфорского моста изображена на рис. 2, здесь, так же как в Северенском мосту, применены наклонные подвески, что увеличило общую жёсткость пролетного строения. Конструкция коробчатой балки жесткости показана на рис. 3.

Рис. 2. Общая схема моста

Рис. 3. Схема проезжей части моста

Два береговых пролета Босфорского моста равны соответственно 255 (западный) и 231 (восточный) м. Общая длина моста 1560 м, ширина проезжей части 33,4 м. Высота балки жесткости 3,0 м, высота пилонов над поверхностью моря 165 м.

Расход стали на пилоны 4700 т, на пролетное строение 8800 т, на пролетные строения подходов 3000 т, на кабели 5500 т.

Каждый из двух кабелей включает по 19 прядей, состоящих из 548 проволок диаметром 5 мм, с прочностью 160 кг/мм2. Прочность каждой из подвесок 300 т.

В процессе проектирования была построена модель в 1/50 натуральной величины, которая испытывалась в аэродинамической трубе в Национальной физической лаборатории в Тедингтоне. Мост рассчитан на ветровые нагрузки со скоростью ветра до 45 м/сек (162 км/ч).

В 1988 г. закончено строительство второго параллельного моста через Босфор для пропуска возрастающего потока автомобилей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: