Двухпутный железнодорожный мост через р. Савву в Белграде (Югославия), построен в 1978 г. Для такого рода сооружений, мост имеет наибольший из существующих в настоящее время основной пролет – 253,7 м (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема и детали конструкции моста
Езда, с целью обеспечения необходимой жесткости, применена на балласте по ортотропной плите.
Боковые пролеты моста короткие – 50,15 и 50,5 м. Оттяжки пролетного строения заанкерены в береговые неразрезные пролетные строения посредством специальных анкерных элементов.
Ширина моста 14,5 м, т. е. 1/17,5 пролета при наличии боковых неразрезных пролетов обеспечивает поперечную жесткость моста.
Высота коробчатой балки жесткости 4,43 м, т. е. составляет 1/57 пролета; наибольшая толщина пакетов поясов 50 мм.
Каждая коробка балки жесткости имеет размеры 3,2´4,43 м. Горизонтальные и вертикальные листы коробки усилены против потери устойчивости продольными внутренними ребрами жесткости из уголков 150´100´12 мм. Через каждые 2,5 м в коробках поставлены внутренние рамы, заменяющие диафрагмы; в тех же сечениях располагаются и поперечные ребра ортотропной плиты балластного корыта. Через каждые 15 м в коробках даны поперечные связи, к поперечным ребрам ортотропной плиты здесь добавляются сквозные фермы, образующие вместе с поперечными связями внутри коробок жесткие поперечные диафрагмы. Толщина листов коробок от 12 до 50 мм.
Расчетный вертикальный прогиб моста имеет 1:500 от длины пролета. Опорные части металло-неопреновые. Балку жесткости монтировали продольной надвижкой.
Пилоны моста металлические, имеют высоту 52,5 м над уровнем мостового полотна, возвышение низа конструкции моста над расчетным судоходным уровнем – 16,0 м. Стойки пилонов заделаны в балку жесткости (см. рис. 2).
Рис. 2. Схема пилонов моста
Канаты вант моста из параллельных проволок диаметром 7 мм в количестве 240 … 290 заключены в полиэтиленовые трубки диаметром 180 мм при толщине их до 12 мм.
Расход металла 5237 т, т. е. 0,57 т/м2.
Исследованиями установлены критические скорости ветра для колебаний моста, равные 130 … 160 км/ч, чему соответствует ветровое давление 1,3 … 2,8 Па.