Пустая строка

Комментарий имеет следующую форму:

; [Текст]

Позиции в квадратных скобках необязательны. Текст после точки с запятой (;) и до конца строки игнорируется компилятором. Метки, инструкции и директивы более детально описываются ниже.

Примеры:

label:.EQU var1=100; Устанавливает var1 равным 100 (Это директива)

.EQU var2=200; Устанавливает var2 равным 200

test: rjmp test; Бесконечный цикл (Это инструкция)

; Строка с одним только комментарием

; Ещё одна строка с комментарием

Компилятор не требует, чтобы метки, директивы, комментарии или инструкции находились в определённой колонке строки.

Инструкции процессоров AVR

Ниже приведен набор команд процессоров AVR, более детальное описание их можно найти в AVR Data Book.

Таблица 3.1 Арифметические и логические инструкции

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Цикл
           
ADD Rd,Rr Суммирование без переноса Rd = Rd + Rr Z,C,N,V,H,S  
ADC Rd,Rr Суммирование с переносом Rd = Rd + Rr + C Z,C,N,V,H,S  
SUB Rd,Rr Вычитание без переноса Rd = Rd - Rr Z,C,N,V,H,S  
SUBI Rd,K8 Вычитание константы Rd = Rd - K8 Z,C,N,V,H,S  
SBC Rd,Rr Вычитание с переносом Rd = Rd - Rr - C Z,C,N,V,H,S  
SBCI Rd,K8 Вычитание константы с переносом Rd = Rd - K8 - C Z,C,N,V,H,S  
AND Rd,Rr Логическое И Rd = Rd · Rr Z,N,V,S  
ANDI Rd,K8 Логическое И с константой Rd = Rd · K8 Z,N,V,S  
OR Rd,Rr Логическое ИЛИ Rd = Rd V Rr Z,N,V,S  
ORI Rd,K8 Логическое ИЛИ с константой Rd = Rd V K8 Z,N,V,S  
EOR Rd,Rr Логическое исключающее ИЛИ Rd = Rd EOR Rr Z,N,V,S  
COM Rd Побитная Инверсия Rd = $FF - Rd Z,C,N,V,S  
NEG Rd Изменение знака (Доп. код) Rd = $00 - Rd Z,C,N,V,H,S  
SBR Rd,K8 Установить бит (биты) в регистре Rd = Rd V K8 Z,C,N,V,S  
CBR Rd,K8 Сбросить бит (биты) в регистре Rd = Rd · ($FF - K8) Z,C,N,V,S  
INC Rd Инкрементировать значение регистра Rd = Rd + 1 Z,N,V,S  
DEC Rd Декрементировать значение регистра Rd = Rd -1 Z,N,V,S  
TST Rd Проверка на ноль либо отрицательность Rd = Rd · Rd Z,C,N,V,S  
CLR Rd Очистить регистр Rd = 0 Z,C,N,V,S  
SER Rd Установить регистр Rd = $FF None  
ADIW* Rdl,K6 Сложить константу и слово Rdh:Rdl = Rdh:Rdl + K6 Z,C,N,V,S  
SBIW* Rdl,K6 Вычесть константу из слова Rdh:Rdl = Rdh:Rdl - K 6 Z,C,N,V,S  
MUL* Rd,Rr Умножение чисел без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C  
MULS* Rd,Rr Умножение чисел со знаком R1:R0 = Rd * Rr Z,C  
MULSU* Rd,Rr Умножение числа со знаком с числом без знака R1:R0 = Rd * Rr Z,C  
FMUL* Rd,Rr Умножение дробных чисел без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << 1 Z,C  
FMULS* Rd,Rr Умножение дробных чисел со знаком R1:R0 = (Rd *Rr) << 1 Z,C  
FMULSU* Rd,Rr Умножение дробного числа со знаком с числом без знака R1:R0 = (Rd * Rr) << 1 Z,C  

Команды отмеченные звёздочкой реализованы не для всех типов микроконтроллеров. Для получения информации для конкретного типа микроконтроллера AVR обратитесь на сайт ATMEL.COM.

Таблица 3.2 Инструкции ветвления

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
           
RJMP k Относительный переход PC = PC + k +1 None  
IJMP Нет Косвенный переход на (Z) PC = Z None  
EIJMP Нет Расширенный косвенный переход на (Z) STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) = EIND None  
JMP k Переход PC = k None  
RCALL k Относительный вызов подпрограммы STACK = PC+1, PC = PC + k + 1 None 3/4*
ICALL Нет Косвенный вызов (Z) STACK = PC+1, PC = Z None 3/4*
EICALL Нет Расширенный косвенный вызов (Z) STACK = PC+1, PC(15:0) = Z, PC(21:16) =EIND None 4*
CALL k Вызов подпрограммы STACK = PC+2, PC = k None 4/5*
RET Нет Возврат из подпрограммы PC = STACK None 4/5*
RETI Нет Возврат из прерывания PC = STACK I 4/5*
CPSE Rd,Rr Сравнить, пропустить если равны if (Rd ==Rr) PC = PC 2 or 3 None 1/2/3
CP Rd,Rr Сравнить Rd -Rr Z,C,N,V,H,S  
CPC Rd,Rr Сравнить с переносом Rd - Rr - C Z,C,N,V,H,S  
CPI Rd,K8 Сравнить с константой Rd - K Z,C,N,V,H,S  
SBRC Rr,b Пропустить если бит в регистре очищен if(Rr(b)==0) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBRS Rr,b Пропустить если бит в регистре установлен if(Rr(b)==1) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBIC P,b Пропустить если бит в порту очищен if(I/O(P,b)==0) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
SBIS P,b Пропустить если бит в порту установлен if(I/O(P,b)==1) PC = PC + 2 or 3 None 1/2/3
BRBC s,k Перейти если флаг в SREG очищен if(SREG(s)==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRBS s,k Перейти если флаг в SREG установлен if(SREG(s)==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BREQ k Перейти если равно if(Z==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRNE k Перейти если не равно if(Z==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRCS k Перейти если перенос установлен if(C==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRCC k Перейти если перенос очищен if(C==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRSH k Перейти если равно или больше if(C==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRLO k Перейти если меньше if(C==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRMI k Перейти если минус if(N==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRPL k Перейти если плюс if(N==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRGE k Перейти если больше или равно (со знаком) if(S==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRLT k Перейти если меньше (со знаком) if(S==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRHS k Перейти если флаг внутреннего переноса установлен if(H==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRHC k Перейти если флаг внутреннего переноса очищен if(H==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRTS k Перейти если флаг T установлен if(T==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRTC k Перейти если флаг T очищен if(T==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRVS k Перейти если флаг переполнения установлен if(V==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRVC k Перейти если флаг переполнения очищен if(V==0) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRIE k Перейти если прерывания разрешены if(I==1) PC = PC + k + 1 None 1/2
BRID k Перейти если прерывания запрещены if(I==0) PC = PC + k + 1 None 1/2

* Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций CALL, ICALL, EICALL, RCALL, RET и RETI, необходимо добавить три цикла плюс по два цикла для каждого ожидания в контроллерах с PC меньшим 16 бит (128KB памяти программ). Для устройств с памятью программ свыше 128KB, добавьте пять циклов плюс по три цикла на каждое ожидание.

Таблица 3.2 Инструкции передачи данных

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
           
MOV Rd,Rr Скопировать регистр Rd = Rr None  
MOVW Rd,Rr Скопировать пару регистров Rd+1:Rd = Rr+1:Rr, r,d even None  
LDI Rd,K8 Загрузить константу Rd = K None  
LDS Rd,k Прямая загрузка Rd = (k) None 2*
LD Rd,X Косвенная загрузка Rd = (X) None 2*
LD Rd,X+ Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (X), X=X+1 None 2*
LD Rd,-X Косвенная загрузка с пре-декрементом X=X-1, Rd = (X) None 2*
LD Rd,Y Косвенная загрузка Rd = (Y) None 2*
LD Rd,Y+ Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (Y), Y=Y+1 None 2*
LD Rd,-Y Косвенная загрузка с пре-декрементом Y=Y-1, Rd = (Y) None 2*
LDD Rd,Y+q Косвенная загрузка с замещением Rd = (Y+q) None 2*
LD Rd,Z Косвенная загрузка Rd = (Z) None 2*
LD Rd,Z+ Косвенная загрузка с пост-инкрементом Rd = (Z), Z=Z+1 None 2*
LD Rd,-Z Косвенная загрузка с пре-декрементом Z=Z-1, Rd = (Z) None 2*
LDD Rd,Z+q Косвенная загрузка с замещением Rd = (Z+q) None 2*
STS k,Rr Прямое сохранение (k) = Rr None 2*
ST X,Rr Косвенное сохранение (X) = Rr None 2*
ST X+,Rr Косвенное сохранение с пост-инкрементом (X) = Rr, X=X+1 None 2*
ST -X,Rr Косвенное сохранение с пре-декрементом X=X-1, (X)=Rr None 2*
ST Y,Rr Косвенное сохранение (Y) = Rr None 2*
ST Y+,Rr Косвенное сохранение с пост-инкрементом (Y) = Rr, Y=Y+1 None  
ST -Y,Rr Косвенное сохранение с пре-декрементом Y=Y-1, (Y) = Rr None  
ST Y+q,Rr Косвенное сохранение с замещением (Y+q) = Rr None  
ST Z,Rr Косвенное сохранение (Z) = Rr None  
ST Z+,Rr Косвенное сохранение с пост-инкрементом (Z) = Rr, Z=Z+1 None  
ST -Z,Rr Косвенное сохранение с пре-декрементом Z=Z-1, (Z) = Rr None  
ST Z+q,Rr Косвенное сохранение с замещением (Z+q) = Rr None  
LPM Нет Загрузка из программной памяти R0 = (Z) None  
LPM Rd,Z Загрузка из программной памяти Rd = (Z) None  
LPM Rd,Z+ Загрузка из программной памяти с пост-инкрементом Rd = (Z), Z=Z+1 None  
ELPM Нет Расширенная загрузка из программной памяти R0 = (RAMPZ:Z) None  
           
ELPM Rd,Z Расширенная загрузка из программной памяти Rd = (RAMPZ:Z) None  
ELPM Rd,Z+ Расширенная загрузка из программной памяти с пост-инкрементом Rd = (RAMPZ:Z), Z = Z+1 None  
SPM Нет Сохранение в программной памяти (Z) = R1:R0 None -
ESPM Нет Расширенное сохранение в программной памяти (RAMPZ:Z) = R1:R0 None -
IN Rd,P Чтение порта Rd = P None  
OUT P,Rr Запись в порт P = Rr None  
PUSH Rr Занесение регистра в стек STACK = Rr None  
POP Rd Извлечение регистра из стека Rd = STACK None  

¨ Для операций доступа к данным количество циклов указано при условии доступа к внутренней памяти данных, и не корректно при работе с внешним ОЗУ. Для инструкций LD, ST, LDD, STD, LDS, STS, PUSH и POP, необходимо добавить один цикл плюс по одному циклу для каждого ожидания.

Таблица 3.3 Инструкции работы с битами

Мнемоника Операнды Описание Операция Флаги Циклы
           
LSL Rd Логический сдвиг влево Rd(n+1)=Rd(n), Rd(0)=0, C=Rd(7) Z,C,N,V,H,S  
LSR Rd Логический сдвиг вправо Rd(n)=Rd(n+1), Rd(7)=0, C=Rd(0) Z,C,N,V,S  
ROL Rd Циклический сдвиг влево через C Rd(0)=C, Rd(n+1)=Rd(n), C=Rd(7) Z,C,N,V,H,S  
ROR Rd Циклический сдвиг вправо через C Rd(7)=C, Rd(n)=Rd(n+1), C=Rd(0) Z,C,N,V,S  
ASR Rd Арифметический сдвиг вправо Rd(n)=Rd(n+1), n=0,...,6 Z,C,N,V,S  
SWAP Rd Перестановка тетрад Rd(3..0) = Rd(7..4), Rd(7..4) = Rd(3..0) None  
BSET s Установка флага SREG(s) = 1 SREG(s)  
BCLR s Очистка флага SREG(s) = 0 SREG(s)  
SBI P,b Установить бит в порту I/O(P,b) = 1 None  
CBI P,b Очистить бит в порту I/O(P,b) = 0 None  
BST Rr,b Сохранить бит из регистра в T T = Rr(b) T  
BLD Rd,b Загрузить бит из T в регистр Rd(b) = T None  
SEC Нет Установить флаг переноса C =1 C  
CLC Нет Очистить флаг переноса C = 0 C  
SEN Нет Установить флаг отрицательного числа N = 1 N  
CLN Нет Очистить флаг отрицательного числа N = 0 N  
SEZ Нет Установить флаг нуля Z = 1 Z  
CLZ Нет Очистить флаг нуля Z = 0 Z  
SEI Нет Установить флаг прерываний I = 1 I  
CLI Нет Очистить флаг прерываний I = 0 I  
SES Нет Установить флаг числа со знаком S = 1 S  
CLN Нет Очистить флаг числа со знаком S = 0 S  
SEV Нет Установить флаг переполнения V = 1 V  
CLV Нет Очистить флаг переполнения V = 0 V  
SET Нет Установить флаг T T = 1 T  
CLT Нет Очистить флаг T T = 0 T  
SEH Нет Установить флаг внутреннего переноса H = 1 H  
           
CLH Нет Очистить флаг внутреннего переноса H = 0 H  
NOP Нет Нет операции Нет None  
SLEEP Нет Спать (уменьшить энергопотребление) Смотрите описание инструкции None  
WDR Нет Сброс сторожевого таймера Смотрите описание инструкции None  

Ассемблер не различает регистр символов.

Операнды могут быть представлены в виде:

Rd: Результирующий (и исходный) регистр в регистровом файле

Rr: Исходный регистр в регистровом файле

b: Константа (3 бита), может быть константное выражение

s: Константа (3 бита), может быть константное выражение

P: Константа (5-6 бит), может быть константное выражение

K6; Константа (6 бит), может быть константное выражение

K8: Константа (8 бит), может быть константное выражение

k: Константа (размер зависит от инструкции), может быть константное выражение

q: Константа (6 бит), может быть константное выражение

Rdl: R24, R26, R28, R30. Для инструкций ADIW и SBIW

X,Y,Z: Регистры косвенной адресации (X=R27:R26, Y=R29:R28, Z=R31:R30)

Назначение флагов было рассмотрено в предыдущем разделе.

Директивы ассемблера

Компилятор поддерживает ряд директив. Директивы не транслируются непосредственно в код. Вместо этого они используются для указания положения в программной памяти, определения макросов, инициализации памяти и т.д. Список директив приведён в таблице 3.4

Таблица 3.4 Список директив ассемблера

Директива Описание
BYTE Зарезервировать байты в ОЗУ
CSEG Программный сегмент
DB Определить байты во флэш или EEPROM
DEF Назначить регистру символическое имя
DEVICE Определить устройство для которого компилируется программа
DSEG Сегмент данных
DW Определить слова во флэш или EEPROM
ENDM Конец макроса
EQU Установить постоянное выражение
ESEG Сегмент EEPROM
EXIT Выйти из файла
INCLUDE Вложить другой файл
LIST Включить генерацию листинга
LISTMAC Включить разворачивание макросов в листинге
MACRO Начало макроса
NOLIST Выключить генерацию листинга
ORG Установить положение в сегменте
SET Установить переменный символический эквивалент выражения

Все директивы предваряются точкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: