Среди многообразия стимулов, определяющих особенности формирования познавательного интереса неуспевающих школьников, необходимо выделить ведущие: среди них Ýпервое место принадлежит созданию благоприятной эмоциональной атмосферы деятельности, снимающей у этой категории учеников состояние тревожности, страха перед вызовом для ответа, боязни опять получить плохую оценку, состояние безучастности, безразличия к совершаемой работе;
Ýвторым стимулом является занимательность, черпающая из условий внешней среды побуждения, оказывающие непосредственное действие на появление интереса. Занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношении к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл. Ученики, ощущающие трудность в обучении, особенно откликаются на занимательное, необычное, настораживающее, дающее выход эмоциям.
ýК занимательному материалу учителя обращаются при фронтальных, дифференцированных и индивидуальных заданиях, используют в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся(1, 156).
|
|
Далее познавательный интерес формируется с развитием мотивации учения.
ýВзаимообусловленность операционной и мотивационной сторон обучения выражается в том, что познавательный интерес вызывает существенные изменения в способах умственной деятельности (Г. И. Щукина), обучение же приёмам умственной работы является важным источником формирования познавательных интересов (Н. А. Менчинская, В. И. Решётников и др.). Формирование умений происходит вместе с усвоением знаний, созданием положительной мотивации
Для отстающих в учении учащихся важно, чтобы деятельность, к которой возбуждается интерес, была бы объективно значимой и субъективно приятна. На практике школьникам необходимо создавать такие ситуации, при которых уже на ступени восприятия нового материала у учащиеся проявлялось бы желание получить предлагаемые знания, овладеть умениями.
Важно создавать ситуации: Ýэмоционально благоприятные для восприятия знаний; Ýсвязанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого; Ýспособствующие осознанию недостаточности своих знаний, умений и необходимости приобретения новых.
ýИнтерес и внимание, осознание значимости усвоения материала обеспечивается умением вызвать у учащихся удивление, создать эмоциональный фон для восприятия новых знаний(1,159).
Учитель создаёт установку на получение новых знаний через побуждение активности, внимания, непрерывно связанных с познавательным интересом.
|
|
Для того чтобы школьник, отстающий в учении, внутренне мотивированно разрешал выдвинутые перед ним задачи, чтобы укреплялся и развивался ситуативный интерес, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда.
àВ процессе разрешения задачи активная позиция слабоуспевающих обеспечивается целой системой дидактико-воспитательных приёмов:
Ý вариативностью заданий;
Ý работой по предложенному плану;
Ý привлечение этих учащихся к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы;
Ý тактичным исправлениям ошибочных высказываний;
Ý ободрением;
Ý поддержкой;
Ý поощрением;
Интерес к учению у слабоуспевающих поддерживается приобретением умений, которые позволяют включиться в коллективный процесс учения, ощутить успех, испытать чувство радости. В психолого-педагогической литературе выделяются два пути формирования познавательных умений: прямой и косвенный.
ÝПрямой – характеризуется организацией специальных указаний, правил и других предписаний, апеллирующих непосредственно к мыслительным операциям и прямо влияющие на их протекание.
ÝКосвенный путь – выражается в специальном подборе содержания учебного материала.
Оба пути должны дополнять друг друга.
Условиями для овладения учащимися познавательными умениями являются повторяемость умственного действия на разном содержательном материале, в различных ситуациях и последовательная отработка каждого умения.
Изменению мотивации умения школьников способствует продуманная система работы, обеспечивающая успех учебной деятельности. Стремление школьников к успеху является актуальным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Успех в учении – это прежде всего эффективное средство самоутверждения неуспевающих.
ýОтношение к учению у неуспевающих во многом определяется личностью педагога, отношением учащиеся к нему и учителя к школьникам. ÝСоздание благоприятного психологического климата учения, эмоционально-положительных взаимоотношений, способствуют действенному влиянию стимуляции познавательных интересов, специальных средств ликвидации пробелов знаний и умений у этой категории учащихся. ÝУлучшение успеваемости, развитие познавательного интереса немыслимо без доверия педагога к силам и возможностям слабоуспевающих. ÝЭтот стимул способствует развитию познавательных интересов, если он выступает не частичным, единичным приёмом, а становится принципом отношений к отстающим школьникам.
Важным средством коррекции взаимоотношений слабоуспевающих и учителей, стимулом познавательного процесса является поощрение. Отношения учителей к слабоуспевающим создаёт особый нравственный климат в коллективе для их учения: оказание доброжелательной помощи, участие, радость по поводу их успехов.
Стимулы отношений не выступают особенно от стимулов содержания и процесса деятельности, они переплетаются друг с другом, влияя друг на друга, побуждают познавательный интерес, оказывают воздействие на нравственное развитие слабоучащихся(1,168-170).
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику сущности школьной дезадаптации.
2. Назовите факторы и причины школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации детей.
3. Охарактеризуйте познавательные возможности детей «группы риска».
4. В чём заключаются особенности организации и активизации познавательной деятельности слабоуспевающих школьников?
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. – М., 1984.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. -М., 1993.
3. Глассер У. Школа без неудачников. Перевод с английского. /Под ред. В. Л. Пилиповского – М., 1991.
4. Диагностика школьной дезадаптации. /Под ред. С. А. Беличевой. – М., 1995.
5. Кумарина Г. Ф. Дети «группы риска». //Сов. педагогика.-1991.-№11.- с.33.
6. Психологическая реабилитация детей и подростков /Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1994.