Активизация учебно-познавательной деятельности с дезадаптивными школьниками

Среди многообразия стимулов, определяющих особенности формирования познавательного интереса неуспевающих школьников, необходимо выделить ведущие: среди них Ýпервое место принадлежит созданию благоприятной эмоциональной атмосферы деятельности, снимающей у этой категории учеников состояние тревожности, страха перед вызовом для ответа, боязни опять получить плохую оценку, состояние безучастности, безразличия к совершаемой работе;

Ýвторым стимулом является занимательность, черпающая из условий внешней среды побуждения, оказывающие непосредственное действие на появление интереса. Занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношении к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл. Ученики, ощущающие трудность в обучении, особенно откликаются на занимательное, необычное, настораживающее, дающее выход эмоциям.

ýК занимательному материалу учителя обращаются при фронтальных, дифференцированных и индивидуальных заданиях, используют в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся(1, 156).

Далее познавательный интерес формируется с развитием мотивации учения.

ýВзаимообусловленность операционной и мотивационной сторон обучения выражается в том, что познавательный интерес вызывает существенные изменения в способах умственной деятельности (Г. И. Щукина), обучение же приёмам умственной работы является важным источником формирования познавательных интересов (Н. А. Менчинская, В. И. Решётников и др.). Формирование умений происходит вместе с усвоением знаний, созданием положительной мотивации

Для отстающих в учении учащихся важно, чтобы деятельность, к которой возбуждается интерес, была бы объективно значимой и субъективно приятна. На практике школьникам необходимо создавать такие ситуации, при которых уже на ступени восприятия нового материала у учащиеся проявлялось бы желание получить предлагаемые знания, овладеть умениями.

Важно создавать ситуации: Ýэмоционально благоприятные для восприятия знаний; Ýсвязанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого; Ýспособствующие осознанию недостаточности своих знаний, умений и необходимости приобретения новых.

ýИнтерес и внимание, осознание значимости усвоения материала обеспечивается умением вызвать у учащихся удивление, создать эмоциональный фон для восприятия новых знаний(1,159).

Учитель создаёт установку на получение новых знаний через побуждение активности, внимания, непрерывно связанных с познавательным интересом.

Для того чтобы школьник, отстающий в учении, внутренне мотивированно разрешал выдвинутые перед ним задачи, чтобы укреплялся и развивался ситуативный интерес, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда.

àВ процессе разрешения задачи активная позиция слабоуспевающих обеспечивается целой системой дидактико-воспитательных приёмов:

Ý вариативностью заданий;

Ý работой по предложенному плану;

Ý привлечение этих учащихся к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы;

Ý тактичным исправлениям ошибочных высказываний;

Ý ободрением;

Ý поддержкой;

Ý поощрением;

Интерес к учению у слабоуспевающих поддерживается приобретением умений, которые позволяют включиться в коллективный процесс учения, ощутить успех, испытать чувство радости. В психолого-педагогической литературе выделяются два пути формирования познавательных умений: прямой и косвенный.

ÝПрямой – характеризуется организацией специальных указаний, правил и других предписаний, апеллирующих непосредственно к мыслительным операциям и прямо влияющие на их протекание.

ÝКосвенный путь – выражается в специальном подборе содержания учебного материала.

Оба пути должны дополнять друг друга.

Условиями для овладения учащимися познавательными умениями являются повторяемость умственного действия на разном содержательном материале, в различных ситуациях и последовательная отработка каждого умения.

Изменению мотивации умения школьников способствует продуманная система работы, обеспечивающая успех учебной деятельности. Стремление школьников к успеху является актуальным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Успех в учении – это прежде всего эффективное средство самоутверждения неуспевающих.

ýОтношение к учению у неуспевающих во многом определяется личностью педагога, отношением учащиеся к нему и учителя к школьникам. ÝСоздание благоприятного психологического климата учения, эмоционально-положительных взаимоотношений, способствуют действенному влиянию стимуляции познавательных интересов, специальных средств ликвидации пробелов знаний и умений у этой категории учащихся. ÝУлучшение успеваемости, развитие познавательного интереса немыслимо без доверия педагога к силам и возможностям слабоуспевающих. ÝЭтот стимул способствует развитию познавательных интересов, если он выступает не частичным, единичным приёмом, а становится принципом отношений к отстающим школьникам.

Важным средством коррекции взаимоотношений слабоуспевающих и учителей, стимулом познавательного процесса является поощрение. Отношения учителей к слабоуспевающим создаёт особый нравственный климат в коллективе для их учения: оказание доброжелательной помощи, участие, радость по поводу их успехов.

Стимулы отношений не выступают особенно от стимулов содержания и процесса деятельности, они переплетаются друг с другом, влияя друг на друга, побуждают познавательный интерес, оказывают воздействие на нравственное развитие слабоучащихся(1,168-170).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику сущности школьной дезадаптации.

2. Назовите факторы и причины школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации детей.

3. Охарактеризуйте познавательные возможности детей «группы риска».

4. В чём заключаются особенности организации и активизации познавательной деятельности слабоуспевающих школьников?

Литература

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. – М., 1984.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. -М., 1993.

3. Глассер У. Школа без неудачников. Перевод с английского. /Под ред. В. Л. Пилиповского – М., 1991.

4. Диагностика школьной дезадаптации. /Под ред. С. А. Беличевой. – М., 1995.

5. Кумарина Г. Ф. Дети «группы риска». //Сов. педагогика.-1991.-№11.- с.33.

6. Психологическая реабилитация детей и подростков /Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: