Методы самостоятельной работы – совокупность средств и приемов, с помощью которых студент самостоятельно приобретает знания, развивает умения и навыки.
Самостоятельная работа студента протекает во внеучебное время, а также в течение всего учебного времени па всех видах учебных занятий. Это такая работа, когда операции мышления и конкретные действия определяются самим студентом.
Основные виды самостоятельной работы студента:
• изучение литературы
• самостоятельное решение практических задач;
• самостоятельное выполнение лабораторных работ и упражнений;
• самостоятельное наблюдение за изучаемыми явлениями и процессами как в естественных, так и в лабораторных условиях;
• самостоятельное прослушивание учебных радиопередач и просмотр учебных телепрограмм;
• самостоятельная работа с компьютером и системой Интернет.
Важным методом получения студентом систематических и прочных знаний является самостоятельная работа с учебником.
Методика работы с книгой сложна и требует постоянного совершенствования. Если в начальных классах школы ученики овладевают техникой простого чтения, то в старших классах чтение литературы должно быть более осмысленным и совершенным. Постепенно приемы работы с учебником усложняются: выборочное чтение и пересказ, выписывание, подбор фактического материала по вопросу, оставление плана прочитанного; конспектирование главных положений; написание рецензий, аннотаций, подготовка рефератов и докладов. Со временем студенты приобретают привычку работать с дополнительной литературой (словарями, энциклопедиями, каталогами, технической литературой). Они учатся читать быстро и продуктивно.
Текст книги можно считать изученным, если студент может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.