Проведение теста

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестни­цей и объявляют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли ребенок понял объяснение. В случае необ­ходимости следует повторить его. После этого задают воп­росы, ответы записывают.

Инструкция

Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, и чем выше, тем дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — са­мые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя по­ставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Учительница?

Анализ результатов

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступень­ку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хо­рошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрица­тельном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холод­ным отношением к ним, отвержением или суровым, авто­ритарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, делающий вывод, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соот­ветствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родитель­ской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их тре­бованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поста­вят взрослые — папа, мама, учитель. Для нормально­го, комфортного самоощущения, которое связано с появле­нием чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрос­лых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В иде­але сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из взрослых) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поста­вила сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личнос­ти ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослы­ми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит учительница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказа­тельством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ве­дет и часто получает замечания от учительницы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: