Занятие

Упражнение 1 "Тапок".

Цель: проявление отношений в группе.

Ход занятия: Участники садятся в круг. Ведущий: "Снимите правый тапок с ноги. Теперь все поставьте свой тапок на то место, которое соответствует вашему месту в группе. Теперь по очереди можно передвинуть один любой тапок, если вам хочется." продолжать по кругу, пока есть изменения.

Упражнение 2 "Лицом к стене".

Одни участник (доброволец) становится лицом к стене, спиной к группе. Все остальные встают за ним на то расстояние, которое им кажется комфортным при общении с этим человеком. Когда все выстраиваются, участник поворачивается и может передвинуть или переставить ближе- дальше участников.

Выводы упражнения и обсуждение:

  • как тебе понравилось то, что ты увидел, когда повернулся лицом к группе?
  • удивился ли ты или ожидал, что все так и встанут?
  • не слишком ли близко (далеко) оказались участники?
  • много ли захотелось изменить?
  • как вы себя чувствуете не на том месте, на которое вы первоначально встали (вопрос к тем членам группы, которых доброволец переставил)?

Упражнение 3 "Рисунок".

Рисование на большом листе бумаги. Каждый участник группы изображает себя кругом, треугольником или квадратом, можно его подписать. После того как все участники нарисовали себя, каждый проводит линии от своего знака к другим, при этом линия проводится красным цветом, если человек симпатичен, и синим цветом, если несимпатичен. Каждый может провести любое количество линий.

3 ЗАНЯТИЕ

Цель: выявление симпатий и отторжений во взаимоотношениях в группе.

Упражнение 1 "Конфеты и окурок".

Участники садятся в круг на полу. Перед каждым участником на небольшом листе бумаги лежат конфета и окурок. Ведущий: "Посмотрите внимательно, кто где находится. Сейчас по моему сигналу вы возьмете свою конфету и окурок и положите их тем, кому захотите. Так как это вы будете делать все одновременно, то сейчас молча посмотрите и подумайте, кому что вы положите. После этого как вы сядете на свое место, вы увидите, что оказалось у каждого из вас на листах бумаги".

Упражнение 2 "Скульптура".

Цель: выявление взаимоотношений между участниками группы (своими делами дети выкладывают на полу узор, скульптуру, включающую в себе всех участников).

Ход занятия: Каждому ребенку нужно по одной спичке. Ведущий: "Возьмите, пожалуйста, каждый по спичке... Один из вас начинает игру: он кладет спичку посередине класса на пол. Второй кладет свою спичку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья спичка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все спички. Может быть, вам захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, скульптура и т.д.

Большое спасибо, вы мне помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить вам суть игры. Сейчас мы уберем спички в сторону, а вместе них нужно будет использовать самих себя. Вам нужно будет выложить на полу подобную скульптуру из своих тел, при этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы. Решите сами, куда вам ложиться и как расположить в пространстве свои руки и ноги".

Итог занятия: Дети будут, как правило, ложится рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Тот, кто окажется окруженным большим количеством детей, скорее всего будет неформальным лидером в классе.

II БЛОК "Основной" (Работа с агрессией)

1 ЗАНЯТИЕ

Цель: рассмотреть и обсудить агрессию и научиться адекватному принятию этого явления.

Упражнение 1 "Застывшая скульптура".

При "потасовке" ее участникам предлагается замереть, изображая глиняную скульптуру в застывших агрессивных позах. Остальным предлагается побыть скульптором и поменять что-то в этой скульптуре. Например, положение рук, ног, выражение лица. Возможно, получится совместная деятельность или рукопожатие.

Упражнение 2 "Превращение злости".

На одной доске. "Противникам" предлагается быстро зарисовать доску. Дают два разных цвета для зарисовки. Затем посмотреть на общий рисунок и постараться увидеть, что в результате получилось. Это получившееся общее изображение нужно обвести, обозначив, например животное, растение, облака и т.д.

Упражнение 3 "Хоровод дружбы".

Дети взявшись за руки, водят хоровод по кругу, улыбаясь друг другу. (Можно под музыку песни "Добрый жук").

2 ЗАНЯТИЕ

Цель: отработка навыков на отреагирование агрессии.

Упражнение 1 "Петухи".

На четвереньках два человека пытаются, упираясь плечом в плечо, сдвинуть соперника из центра круга. Остальные- болельщики.

Упражнение 2 "Танки".

Данное упражнение выполняется в парах. Каждой паре дается три листа бумаги и два карандаша разных цветов. Сначала надо молча рисовать на первом листе совместный рисунок в течении минуты. Второй лист расчерчивается танками (по 20 шт. у каждого) следующим образом: внизу листа чертится линия и на ней рисуется 20 квадратиков, похожих на танки. Затем в течении 30 минут идет игра, в которой надо подбить танки противника и при этом сохранить как можно больше своих. Участники должны поставить карандаш вертикально на дуло своего танка и резким движением подтолкнуть его вперед, в сторону танков противника. если линия перечеркнет чужой танк, он считается подбитым. "Стрелять" можно из целых, не подбитых танков. На заключительном этапе игры берется 3-ий листок и снова создается общий рисунок.

Обсуждение: Посмотрите, что изменилось, сравните первый и третий рисунки. Как изменилась тематика рисунка, закрашенная территория и цвет? Каким вам хотелось бы быть, после того как вам удалось побороться?

3 ЗАДАНИЕ

Цель: выявление скрытой агрессии, установление возможности отреагировать ее и группе и отвергаемому участнику.

Упражнение 1 "Кулаки, ладони, руки скрещены на груди".

Участники игры по команде, не договариваясь, выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони или руки скрещены на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково.

Это упражнение показывает состояние участников группы: если много кулаков, значит, агрессивность в группе велика, если много открытых ладоней, то группа готова к работе. Также это упражнение может использоваться на формирование слаженности в группе.

Если агрессия направлена на одного участника группы или он отвергаем, то лучше использовать следующее упражнение.

Упражнение 2 "Прорвись к центру".

Участники встают в круг, держась за руки. Отвергаемый участник стоит вне круга и его задача оказаться в центре круга.

Итог: Это упражнение проявляет скрытую агрессию группы, дает возможность отреагировать ее и группе и отвергаемому участнику. После отреагирования агрессии группа может отнестись к этому участнику по другому.

4 ЗАДАНИЕ

Цель: Отреагирование агрессии направленного на ведущего накопившихся чувств.

Упражнение 1 "Одеяло".

Ведущий взбивает одеяло и "усаживает" его на стул в центре круга, как будто это он сам.

Инструкция: Ведущий "Представьте себе, что здесь сижу я, Нина Ивановна. Сейчас каждый из вас по очереди может подойти и что-то сделать с этим одеялом, то есть со мной". Дети подходят к одеялу... Ну как, теперь она вам нравится? а может быть что-то еще сделать?

Упражнение 2 "Птицы".

Инструкция: Ведущий: "наша группа сейчас похожа на птичью стаю: все заняты своими делами, переговариваются о чем-то. Давайте побудем этими птицами, представим себя ими... Что вы чувствуете, летая в этой стае?".

Упражнение 3 "Скажи о человеке".

Выбирается один доброволец, он выходит из круга, но садится неподалеку. Участники задают вопросы друг другу про добровольца и отвечают за него в третьем лице. Доброволец при этом должен молчать. Например: "Любит ли Ваня долго спать? - Он очень любит спать...".

Итог: происходит провокация, после которой обязательно предполагается обсуждение.

III БЛОК "Заключительный" (усиление сплоченности)

1 ЗАНЯТИЕ

Цель: усиление сплоченности через игру.

Упражнение 1 "У дяди Абрама".

Участники сидят в круге и хором говорят: "У дяди Абрама восемь сыновей. Они не ели, они не пили и не курили никогда. " Второй раз повторяют, хлопая руками в ритм по коленям. Через некоторое время ведущий говорит: "А теперь добавим правую ногу, надо сильно топать правой ногой, давайте топнем правой ногой". Таким образом, теперь все говорят ту же самую фразу, хлопают руками в ритм по коленям и топают правою ногой. Через некоторое время, ведущий говорит: "А теперь добавим еще и левую ногу, сильно надо топать левой ногой, давайте топнем левой ногой". Так же по очереди добавляются еще "правое плечо" (поднимается вверх), "левое плечо" (поднимается вверх), "голова" (вращение головой). Движение только дополняются, и, таким образом, к концу упражнения, хлопается, топается, поднимается и крутится всё.

Упражнение 2 "Браво!".

Участникам задаются вопросы. "Кто из вас бывал в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов. Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его на этом пьедестале и насладиться громом наших аплодисментов?".

Инструкция: В первый раз иногда нужно стимулировать детей хлопать изо всех сил. Когда они увидят, что аплодисменты приняты стоящему на стуле участнику, они будут хлопать еще сильнее.

2 ЗАНЯТИЕ

Цель: укрепление сплоченности коллектива через разыгрывание сценок, итуаций.

Упражнение 1 "Я-Луноход".

Один участник (доброволец) начинает ползать на коленях и говорить: "Я - Луноход - 1". Тот, кто засмеялся, становится следующим "Луноходом", ползает и говорит: "Я - Луноход - 2" и так далее, пока все участники не станут "Луноходами".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: