Стр. 23

«чуть-чуть». Так, грим почти исчез, остались только наклейки, да и их мало, речевая характерность стала едва уловима. Если рань­ше актер свое видение роли скорее гиперболизировал, то теперь он пользуется им мягко. Но сущность перевоплощения, повторяем, осталась той же.

Известно, что К. С. Станиславский в свое время предупреждал: «Нехарактерных ролей не существует». Он старался увести акте­ра от своего привычного «я» к образу. Об этом он не только пи­сал, но и в своей практике замечательного характерного актера утверждал это на сцене.

«Есть актеры и особенно актрисы (а теперь — и те и другие на­равне.— Ю. С.), которым не нужны ни характерность, ни пере­воплощение, потому что эти лица подгоняют всякую роль под себя и полагаются исключительно на обаяние своей человеческой лич­ности. Только на нем они строят свой успех. Без него они бессиль­ны, как Самсон без волос...

Зачем вам перевоплощение, раз от него вы будете хуже, чем вы сами в жизни? Вы больше любите себя в роли, чем роль в себе. Это ошибка... Полюбите р о л ь в себе»'.

Главную задачу актера Станиславский формулирует следую­щим образом: «...так как каждый артист должен создавать на сце­не образ, а не просто показывать себя самого зрителю, то пере­воплощение и характерность становятся необходимыми всем нам. Другими словами, все без исключения артисты — творцы обра­зов— должны перевоплощаться и быть характерными».

И еще: «Характерность при перевоплощении — великая вещь». «Ведь если нечго не сделать со своим "телом, голосом, манерой говорить, ходить, действовать, если не найти соответствующую об­разу характерность, то, пожалуй, не передашь жизни человеческо­го духа... Внешняя характерность объясняет, иллюстрирует и, та­ким образом, проводит в зрительный зал 'невидимый внутренний, душевный рисунок роли... Но как и где добыть эту внешнюю фи­зическую характерность?.. Чаще всего, особенно у людей талант­ливых, внешнее воплощение и характерность создаваемого обра­за рождаются сами собой от правильно созданного внутреннего склада души».

«А если не произойдет такой счастливой случайности? Как быть тогда?»— продолжает К. С, Станиславский. И отвечает: «...внешняя характерность может создаваться интуитивно, а также и чисто технически, механически, от простого внешнего трюка... Пусть каждый добывает эту внешнюю характерность из себя, от других, яз реальной и воображаемой жизни, по интуиции или из наблюдений над самим собой или другими, из житейского опыта, от знакомых, из картин, гравюр, рисунков, книг, повестей, рома­нов или от простого случая — все равно. Только при всех этих внешних исканиях не теряйте внутренне самого себя»2.

1. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 214, 215.

2. Т а м ж е, с. 224, 201, 202, 205.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: