Смысл предусмотрительности и пример о предусмотрительном человеке

Или посмотрите на обстоятельства первых (т. е. прежних) [людей],

или же к концу с предусмотрительностью летите.

Что такое предусмотрительность? В [выборе из] двух способов [действия] —

осторожность;

из двух выбирай тот, который далек от умопомрачения.

Один говорит: «На том пути семидневном

нет воды, а есть [лишь] обжигающий ноги песок».

Другой говорит: «Это ложь, погоняй [верховых животных],

ибо каждую ночь ты увидишь источник проточный».

2845 Предусмотрительность будет в том, что ты наберешь воды,

чтобы избавиться от страха и правильно поступить.

Если будет по пути вода, ты эту [воду] вылей,

а если не будет — горе упрямцу.

О дети Наместника (Адама), проявите справедливость,

проявите предусмотрительность ради Дня исполнения обязательства 32!

Тот враг 33, который мстил вашему [пра]отцу,

к темнице его влек из горних высей 34,

Тому шахматному королю сердца поставил мат,

из рая низверг его во власть напастей, —

29 Сура 101, в которой описывается взвешивание добрых и злых дел человека на Страшном суде.

30 ас-Сахира (ةﺮهﺎﺴﻟا) — слово, встречающееся в Коране один раз [Коран, 79: 14 (14)] и по-разному толкуе-

мое комментаторами и переводчиками. Крачковский переводит стих, в котором оно упоминается, как

«…и вот они — навечно бодрствующие». В переводе Саблукова [Саблуков. С. 1123] это слово тракту- ется как «неусыпающее», подразумевается при этом «гееннское пламя, неутихающее в жжении их». Комментатор Муса Насри толкует это слово как «жгучая пустыня Воскресения» [Насри. Т. 3. С. 181]; Сабзавари поясняет, что это — земля, где произойдет воскресение мертвых, которые будут разбужены царящей там ужасной жарой [Сабзавари. Т. 2. С. 123].

31 Образы «тюрка» и «индийца» часто используются персидскими авторами в метафорах, противопостав-

ляясь по цвету кожи. Тюрок также является обозначением красавца, а индиец, чаще всего, раб.

32 Т. е. дня Страшного суда.

33 Имеется в виду Иблис.

34 Отсылка к рассказу о грехопадении Адама и его жены и изгнании их из рая [Коран, 7: 18 (19)—24 (25)].


2850 В скольких местах он его хватал за пояс в схватке,

дабы в борьбе повергнуть его [наземь], опозоренного 35?

Такое он проделал с тем богатырем;

не смотрите же на него как на слабого, о другие люди!

У [пра]матери и [пра]отца наших тот завистник венец и украшение проворно похитил,

Сделал он их там нагими, несчастными и униженными.

Многие годы плакал Адам жалостно,

Так что от слез его глаз произросли травы,

мол, отчего он в списке отрицания записан?

2855 Ты проведи аналогию с его (Иблиса) плутовством,

ведь [Адам] такой предводитель, а он выщипывает ему бороду!

Остерегайтесь, о поклоняющиеся глине, его зла;

клинком [слов] «Нет мощи [и могущества, кроме как у Аллаха]» ударьте по его голове,

Ибо он видит вас из засады 36,

а вы его не видите, берегитесь.

Постоянно охотник рассыпает семена,

семена видны, а обман скрыт.

Где бы ты ни увидел зерна, остерегайся,

чтобы не связала тебе сеть крылья,

2860 Потому что птица, которая отказалась от зерен,

вкусила зерна из степи, где нет коварства.

Она и удовлетворилась ими, и от сети спаслась,

никакая сеть крылья ей не связала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: