Глоссарий по теме

БЕСПОМОЩНОСТЬ ВЫУЧЕННАЯ – состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же в их деятельность вводятся неустранимые помехи. У человека беспомощность выученная проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); возможно появление расстройств психосоматических. Основная характеристика беспомощности выученной – тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает пытаться решить даже разрешимые для него задачи. Степень генерализации зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. Беспомощность выученная определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего: 1) у лиц, считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей; 2) у лиц, полагающих, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций -: не только в настоящем, но и в будущем; 3) у лиц, имеющих представление о себе как о не способных справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию беспомощности выученной, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас, и к тому же не по своей вине, предотвращает ее генерализации.

БЕСПОМОЩНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ – психологическое состояние или ситуация, при коей индивид, имея нужные знания, навыки и умения для решения поставленной задачи, в силу ряда причин когнитивного характера оказывается неспособным ее решить.

ВЛИЯНИЕ – в психологии – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого – убеждение и внушение. При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания. Различаются также: 1) влияние прямое – когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования; 2) влияние косвенное – непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Критерии полезности влияния – общечеловеческие ценности и интересы общества.

ВНУШАЕМОСТЬ – мера или степень восприимчивости к внушению, – повышенная податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться (повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки. Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство человеческой психики, но при чрезмерности может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное свойство – критичность. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительности; доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, относительно низкий уровнем развития интеллектуального, слабость мышления логического, медленный темп деятельности психической. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе).

ОБУЧЕНИЕ – процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.

Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение – процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.

В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.

Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.
В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема – организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и позна­вательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой У. д., тем не менее, это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, У. д.— это вид деятельно­сти, особая форма социальной активности личности.

У. д. выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического раз­вития (в младшем школьном возрасте) У. д, играет, ведущую роль в формиро­вании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка с взрослыми, У. д. является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежа­щие в основе любой коллективной деятельности.

Сущность У. д. заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебном задачи определяет целостный акт У. д., т. е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Поставить У. з.— значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

Выводы

Младший школьный возраст в представлении многих родителей – спокойный и управляемый возраст. Это, с одной стороны дает огромные преимущества родителям и учителям: дети послушны, дисциплинированы, ответственным. Однако, в видимом послушании кроется и возможность появления будующих проблем: формирование полной зависимости и несамостоятельности, интеллектуальной пассивности либо недисциплинированности и агрессивности. Избежать всего этого – понимание того, чего хочет ребенок; сочетание контроля и поддержки и предоставление свободы выбора и проявления самостоятельности.

Список литературы по теме

1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя /Предисл. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1983.-208.

2. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. — Вопр. психологии, 1977, № 4.

3.Берцфаи Л.И., Захарова А.В. Оценка учащимися процесса и результатов решения учебных задач.— Вопр. психологии, 1975, №6;

4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.- С.172-219.

5. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С.180-205. (конспект)

6. Захарова А. В. Формирование самооценки в учебной деятельности. — В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1977;

7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

8. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С. 457-550.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - С.270-283.

9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. – М.6 Педагогика, 1988. – 136 с.

10. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

11. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. – С.22-28.

12. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2002. №2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: