Пример практической работы в группе

I

Ребёнок 5 класса на протяжении нескольких лет воровал вещи. Многочисленные разговоры с родителями ребёнка не привели ни к какому результату: родители были перегружены ежедневными заботами, у них не было времени заниматься проблемами собственного ребёнка, их воспитательные меры ограничивались побоями. Школьная коллегия решила самостоятельно заняться проблемами этого ребёнка. Для их решения был выбран метод, описанный в статье о сообществах третьего поколения: путь художественно-драматической образной постановки проблемы и поиска её решения. Прежде всего в кругу присутствовавших учителей был поставлен вопрос о том, какие существенные действующие силы, по их мнению, должны быть учтены в ситуации ребёнка. Для построения образа были выбраны следующие важные моменты:

1. Я ребёнка

2. Астральное тело ребёнка

3. Эфирное тело ребёнка

4. Физическое тело ребёнка

5. Его Ангел-хранитель

6. Его судьба или карма

7. Внешний или физический мир

8. Духовный мир

9. Семья

10. Школьная коллегия, занятая поиском решения проблемы.

Затем была выбрана отправная точка, точка начала построения образа. Рабочий круг был един в том, что за исходную точку отсчета следует выбрать Я ребёнка; иными словами, Я ребенка должно быть в центре рассмотрения. Чтобы картины жизненной ситуации ребёнка, которые сложились в душе каждого из участников, сделать объективными, был избран путь постррения общего видимого образа или проекция в физическом пространстве образа, живущего в душевном пространстве. Чтобы удерживать сознание участников и одновременно сделать создаваемый образ независимым от влияния произвольных субъективных представлений, образ проецировался в физически видимом пространстве. Технически это было сделано так: для каждой части перечисленных десяти действующих сил среди участников был найден один ответственный, который добровольно вызвался направлять особое внимание на одну конкретную часть общего образа. Затем все ответственные или, как их ещё можно назвать, представители частей образа один за другим, начиная с представителя «Я», находили в пространстве место, которое для данного представителя по его внутреннему ощущению было местом равновесия. Со вступлением каждой новой части образа изменялась общая ситуация, так что каждый раз заново искалось очередное состояние равновесия. Параллельно у участников менялся и внутренний образ ситуации, что выражалось в изменении ощущений и представлений. В процессе такой работы обычно приходят к подобным изменениям. Каждый по очереди описывал их, начиная с первой спроецированной в пространстве части и до последней присоединившейся. При проецировании или построении образа необходимо строго придерживаться следующих правил: никто из участников не может оказывать какого бы то ни было влияния на выбор места другим участником; это означает, что если кто-то чувствует, что другая часть образа вызывает в нём напряжение, то он может искать более подходящее место равновесия только для себя самого, но не может перемещать другие части образа. Этим гарантирована свобода отдельных участников в поиске общего решения и, по возможности, сокращено воздействие субъективных представлений об общем образе, возникающем по ситуации в группе. В вышеуказанном случае с ворующим ребёнком при построении образа стало видимым следующее: «Я ребёнка» чувствовало себя хорошо только в начале, когда оно стояло рядом с «Духовным миром». Как только к ним присоединилась «Судьба», у «Я» появилось ощущение сильного волнения и тяжести, не позволявшее ему поднять глаз. И каждая следующая часть только усиливала напряжение. К завершению построения или проекции частей образа в пространстве «Я» закрыло глаза и более ничего не желало воспринимать. Группа строила образ в последовательности инкарнации, т.е. после «Духовного мира», «Ангела-хранителя» и «Судьбы» один за другим добавлялись «Астральное тело», «Семья», «Эфирное тело», «Физическое тело», затем «Внешний мир» и, наконец, «Школа» или «Коллегия», которая в данный момент и была занята проблемой ребёнка. С появлением «Астрального тела» стало ясно, что оно в отличие от «Я», стремившегося закрыться от других частей, хотя и не испытывало к «Я» сильного интереса, но тем не менее имело большой интерес к «Внешнему миру». При ближайшем рассмотрении оказалось, что за этим интересом жила сильная тоска по другу или, другими словами, тоска по радости, которая утихала только тогда, когда ребёнок в очередной раз воровал из внешнего мира вещи, служившие заменителем радости. При этом «Я» не желало воспринимать это воровство, совершаемое «Астральным телом». Только позже, когда воровство уже совершилось, «Я» вынуждено было противостоять страху и совести, выступающим ему навстречу из «Астрального» и «Физического». Это приводило к ещё более сильному отстранению «Я» от внешнего мира, что в свою очередь усиливало неутихающую тоску «Астрального тела» и связанную с ней потребность в воровстве. При каждом воровстве снова начинались муки совести, поскольку кармический долг возрастал. «Астральное тело» негодовало на «Я», «Физическое тело» чувствовало себя очень несвободным. Стало понятно, что в этом состоянии «Я ребёнка» не может проявить активность, чтобы решить проблему, от которой оно само очень страдает, и настоятельно нуждается в помощи извне.

Воровство ребёнка действительно происходило по описанному выше рисунку. Как рассказывала классная учительница, это всегда выглядело так: когда ребёнок проходил мимо какого-либо предмета, его рука неожиданно хватала этот предмет и засовывала его в карман, причём наблюдатель всегда чувствовал, что в момент воровства «Я ребёнка» смотрело в сторону, отсутствовало, и только позже осознавало, что произошло.

Этим закончилась первая часть работы - диагностика. Согласно Р. Штейнеру, для диагностической работы особенно необходимо иметь образное сознание. Поэтому в группе обращалось большое внимание на образное восприятие и описания участников.

Затем следовала вторая часть - поиск пути излечения или гармонизации проблемной ситуации. В этой части работы решающую роль играет не образно-имагинативное, а инспиративно-гармонизирующее восприятие участников. (Р. Штейнер говорит, что при поиске лечебных средств врач должен полагаться на свою инспирацию, которая связана со слухом, речью и чувством гармонии или дисгармонии.) При этом должны быть найдены слова, которые гармонично настраивают отдельные части образа друг на друга. Это может быть достигнуто, к примеру, с помощью диалогов между отдельными участниками и через ощущение гармонии или дисгармонии во время речи и ее восприятия.

Итак, был поставлен вопрос, существует ли такая часть общего образа, которая способна помочь ребёнку. Вначале в качестве помощника взяли «Семью». Однако образ показал, что там слишком велико было давление внешнего мира, и нет требуемой силы для гармонизации проблемы ребёнка. «Ангел-хранитель», со своей стороны, нуждался в посреднике, который мог бы помочь ему на физическом плане. Тогда в качестве такого помощника взяли «Коллегию». Стало очевидно, что этот путь решения возможен. Первым шагом, приносящим в образе облегчение «Я ребёнка» были слова со стороны «Коллегии»: «Я хочу быть тебе другом и помочь тебе искать и находить во внешнем мире радостные переживания». Когда представитель «Я» услышал это, он впервые смог открыть глаза, чтобы посмотреть на окружение. В то же время представитель астрального тела подошёл к представителю Я и встал на его сторону с пояснением, что, поскольку «Я» хочет смотреть на окружение, то «Астральное тело» хочет встать под водительство «Я» в надежде удовлетворить свою тоску по радости при посредничестве «Я» вместо того, чтобы самостоятельно брать что-то из внешнего мира как её эрзац. Тогда от представителя коллегии прозвучала фраза: «Я хочу тебе помочь вести твои мысли, чувства и волю». Эта фраза вновь оживила связь между двумя членами: «Я» и «Астральным телом».

Следующей была задача, связанная с «Эфирным телом», представитель которого негодовал на «Я». В результате некоторых поисков группа нашла для представителя коллегии, как решение, следующую фразу: «Я хочу тебе помочь, научив тебя обращаться с последствиями твоих поступков и исправлять их». Эта фраза успокоила представителя эфирного тела, он был согласен работать в этом направлении совместно с остальными. Для «Физического тела» в качестве решения представитель коллегии сказал «Я ребёнка» следующее: «Я хочу научить тебя самостоятельно заботиться о потребностях твоего физического тела». Это решение было обусловлено тем, что ребёнок часто бывал неухожен и грязен, поскольку в семье его не научили следить за собой. Представитель коллегии во время поиска решения чувствовал себя представителем Ангела-хранителя ребёнка. После того, как было найдено решение в четырёх направлениях, представитель «Я» смог посмотреть в глаза представителю судьбы.

Дальнейшее было связано с вопросами практических методов, которые позволили бы осуществить найденные пути решения в конкретной жизни. И, наконец, должен был быть найден конкретный человек из коллегии, который объявил бы себя готовым стать другом этого ребёнка на пути гармоничного решения его проблем. Классная учительница была готова стать таким человеком. Следующим был вопрос доверия ребёнка. Отношения доверия могли быть построены благодаря нескольким разговорам с ним классной учительницы. Посредством таких разговоров она могла бы найти необходимый контакт с душевной жизнью или астральным телом ребёнка. Следующим шагом был договор между учительницей и ребёнком о том, что если им вновь будет что-то украдено, то это будет сообщено учительнице, чтобы вместе с ней решить, что предпринять, чтобы исправить случившееся. В качестве последней и самой лёгкой задачи было наставление ребёнку, как необходимо заботиться о личной гигиене.

Итак, здесь были представлены пять жизненных задач человека, который в настоящее время живёт на земле как 11-летний ребёнок.

1. Учиться посредством силы собственного Я искать и переживать радость во внешнем мире.

2. Благодаря этому получать силу вести своё астральное тело, другими словами, управлять своими мыслями, чувствами и волей.

3. Учиться нести ответственность за последствия своих поступков и по возможности исправлять их.

4. Учиться с любовью ухаживать за своим физическим телом.

5. Черпать из предыдущих шагов силу «смотреть в глаза» своей судьбе или, другими словами, искать друга судьбы (Ангела-хранителя).

На основе этих пяти предложений для ребёнка было сочинено изречение в стихах. Такое изречение, созданное из познания жизненных задач человека, воздействует на него, когда человек сам его произносит или когда он его слышит; оно проникает внутрь и пробуждает его для восприятия своего высшего Я. Такой вид поэтического творчества перекидывает мост между Я человека и его высшим Я или самодухом. Р. Штейнер описал однажды, как розенкрейцеры посредством того, что в нужный момент времени и в нужном месте говорили особенные слова людям, действовали пробуждающе на этих людей, вследствие чего указанные люди могли найти связь со своим высшим существом и со своими жизненными задачами. Так, он приводит примером Якоба Бёме, который, будучи подмастерьем, встретил незнакомца, сказавшего ему одну лишь фразу, после чего в простом ученике сапожника проявился тот, кого мир знает как великого теософа Якоба Бёме. В вальдорфской школе изречения имеют ту же задачу: пробуждать растущих людей к их жизненным задачам.

Между тем, на основе работы по поиску решения проблемы ребёнка школьная коллегия сочинила сказку, которая в форме символов, т.е. в форме, доступной состоянию сознания 11-летнего ребёнка, изображает вышепредставленную жизненную ситуацию и соответствующий путь решения с описанием его жизненных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: