Функции подразделений налогового аудита

Согласно Концепции подразделения налогового аудита в соответствии с возложенными на них задачами и в зависимости от территориального налогового органа, в состав которого они входят, осуществляют нижеследующие функции.

В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня:

1. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам, составленным по результатам осуществленных мероприятий налогового контроля.

2. Подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения возражений по актам налогового контроля.

3. Организация подготовки заключений по жалобам в соответствии с запросами вышестоящего налогового органа.

4. Рассмотрение заявлений и жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, за исключением руководителя инспекции и его заместителей, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, контроль за исполнением которых возложен на налоговый орган.

5. Обобщение практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции и внесение предложений по ее совершенствованию руководству инспекции и в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа.

6. Анализ причин возникновения налоговых споров, рассмотренных в инспекции в досудебном порядке, представление руководству налогового органа по результатам анализа обзоров, содержащих рекомендации в целях совершенствования правоприменительной практики.

7. Изучение актов, по результатам осуществленных инспекцией мероприятий налогового контроля, возражения (разногласия) налогоплательщика (налоговых агентов, плательщиков сборов) по которым в инспекцию не поступили, в целях прогнозирования возникновения спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования.

В случае установления возможности наступления спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования по результатам анализа акта налогового контроля и отсутствии на установленную дату возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на этот акт, подготавливается докладная руководству инспекции.

8. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности инспекции и образующейся на следующих стадиях:

- составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;

- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;

- вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.

Представление вышеуказанной информации в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.

9. Принятие участия в выработке мер по устранению типичных причин, возникающих налоговых споров по результатам деятельности инспекции, в том числе путем:

- участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений;

- участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,

- участия (совместно с юридическими подразделениями) в формировании с; Учебной практики в целях выработки единой правоприменительной практики.

10. Взаимодействие с иными подразделениями налогового органа мл и/и Правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции.

11. В соответствии с поручением вышестоящего налогового органа принимают участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, регламентов, писем и иных актов по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров, контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.

12. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в инспекции.

13. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является соответствующий налоговый орган.

14. Участие в обучении работников налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.

15. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранение документов подразделения налогового аудита, передача их на архивное хранение.

В управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:

1. Рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

2. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

3. Подготовка экспертных заключений об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика по результатам рассмотрения возражений (разногласий) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

4. Подготовка заключений по жалобам в соответствии с запросами ФНС России.

5. Обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию, а также предложений по изменению методических указаний Службы и рекомендаций управлений ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации по данному вопросу.

6. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.

Представление вышеуказанной информации в Управление налогового аудита ФНС России. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.

7. Выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:

- реагирования на должностные нарушения,

- участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений,

- участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных в сфере налогов и сборов ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,

- участия в формировании судебной практики (взаимодействие с арбитражными судами) в целях выработки единой правоприменительной практики.

8. Взаимодействие с иными подразделениями территориального налогового органа или/и правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения обращений (жалоб).

9. Координация работы нижестоящих налоговых органов по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке.

10. Рассмотрение запросов нижестоящих налоговых органов по процедуре рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

11. Принятие участия в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

12. Разработка рекомендаций и указаний для нижестоящих налоговых органов в части вопросов, относящихся к их компетенции.

13. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации.

14. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или нижестоящий налоговый орган.

15. Участие в обучении работников управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.

16. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранения документов подразделения, осуществление их передачи на архивное хранение.

Концепцией предусмотрены не только цели, задачи, функции, и принципы построения системы налогового аудита, но и разработаны критерии оценки эффективности ее функционирования. Работа подразделений налогового аудита, согласно Концепции, оценивается по результатам деятельности за соответствующий отчетный период, с использованием следующих показателей:

1. Количество представленных в подразделение налогового аудита возражений (разногласий) по акту налогового контроля, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов; заявлений и жалоб физических и юридических лиц акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы, и качество их рассмотрения.

2. Количество обращений в арбитражный суд после отрицательного рассмотрения (неудовлетворения, частичного неудовлетворения) жалоб в административном порядке.

3. Количество обращений в арбитражный суд по обжалованию актов ненормативного характера налоговых органов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы, минуя административный порядок обжалования.

4. Количество устраненных нарушений применения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, по результатам проведенного внутриведомственного налогового аудита.

5. Качество подготовки установленной отчетности.

6. Состояние сбора, систематизации, обработки, анализа и передачи информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности соответствующего территориального налогового органа и образующейся на следующих стадиях:

- составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;

- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;

- вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.

7. Состояние работы по выявлению типичных причин налоговых споров и принятие мер по их устранению.

6. Данные социального опроса о качестве проведенного внутриведомственного налогового аудита.

7. Количество принятых во взаимодействие со структурными подразделениями решений в целях выработки единой правоприменительной практики.

8. Соблюдение порядка рассмотрения материалов проверки, жалоб, установленного нормативно-правовыми актами.

9. Отсутствие повторных обращений налогоплательщиков по аналогичному предмету ранее рассмотренной жалобы в вышестоящий налоговый орган или иные государственные органы.

10. Качество рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке на всех уровнях налоговых органов.

11. Качество подготовленных экспертных заключений на возражения налогоплательщиков, представленных в письменном виде на акт налогового контроля и заявленных в ходе рассмотрения материалов проверок.

12. Участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении ФНС России или соответствующего территориального налогового органа.

13. Количество переданных материалов в иные подразделения налоговых органов или в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.

14. Результаты взаимодействия с иными подразделениями налоговых органов или правоохранительными органами при принятии мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.[1]

Таким образом, Концепцией четко сформулированы функции подразделений налогового аудита согласно структурным особенностям Федеральной налоговой службы. Кроме того, разработанные критерии эффективности работы подразделений налогового аудита будут способствовать оперативному контролю и внесению необходимых изменений в процесс их деятельности с целью совершенствования данного механизма.

Реализация этих функций позволит налоговым органам выработать действенный и эффективный механизм досудебного урегулирования налоговых споров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: