Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является совершение:
- налогового правонарушения;
- административного правонарушения в области налогов и сборов;
- налогового преступления.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Признаки налогового правонарушения:
- налоговое правонарушение ‑ это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица, то есть, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия;
- налоговое правонарушение ‑ это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах;
- налоговое правонарушение ‑ это виновное деяние;
|
|
- налоговое правонарушение ‑ это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;
- налоговое правонарушение ‑ наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера. Иными словами, налоговое правонарушение - это основание для реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.
Состав налогового правонарушения ‑ это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением. Различают четыре элемента состава: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объект налогового правонарушения ‑ то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред, то есть охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере Общим объектом налоговых правонарушений могут быть отношения по формированию доходных частей бюджетов, осуществлению налогового учета и контроля и т.д.
Непосредственным объектом конкретного налогового правонарушения могут являться отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению отдельных контрольных мероприятий, а также в случаях, прямо предусмотренных НК, ‑ отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.
Объективная сторона налоговых правонарушений ‑ совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права и характеризующих внешнее проявление налоговых правонарушений в реальной действительности. Признаки противоправности деяний можно подразделить на обязательные и факультативные. Обязательные признаки: само противоправное деяние и его результат, наличие причинной связи между деянием и результатом (последствиями). Факультативные признаки объективной стороны: место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения.
|
|
Субъект налогового правонарушения ‑ лицо, совершившее нарушение налогового законодательства и которое в соответствии с действующим законодательством может быть привлечено к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 107 НК РФ к ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть привлечены физические лица и организации.
Для целей законодательства о налогах и сборах физическими лицами признаются (абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ):
граждане РФ;
иностранные граждане;
лица без гражданства.
Применительно к нарушениям законодательства о налогах и сбороах физические лица делятся на следующие две категории:
1) физические лица, являющиеся непосредственными нарушителями законодательства о налогах и сборах:
- физические лица - налогоплательщики, плательщики сборов или налоговые агенты;
- физические лица, способствующие осуществлению налогового контроля, - свидетели, специалисты, эксперты, переводчики;
2) физические лица, являющиеся должностными лицами либо представителями организаций - нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Субъектами налоговых правонарушений могут быть только физические лица, относящиеся к первой категории. Должностные лица субъектами налоговых правонарушений не являются, поскольку ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах за их действия несут организации. Однако привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Организациями для целей законодательства о налогах и сборах признаются (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ):
1) российские организации ‑ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
2) иностранные организации:
- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- международные организации;
- филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Физические лица могут быть привлечены к налоговой ответственности только при наличии следующих трех условий:
- достижение возраста 16 лет (п. 2 ст. 107 НК РФ);
- вменяемость. Неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими признается в качестве обстоятельства, исключающего вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ);
- отсутствие признаков преступления, предусмотренного УК РФ, в совершенном физическим лицом противоправном (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деянии (п. 3 ст. 108 НК РФ).
Субъективная сторона налогового правонарушения представляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствий.
Психическое отношение лица к совершенному им деянию выражается в формах вины. НК РФ закрепляет две таких формы: умысел и неосторожность (п. 1 ст. 110 НК).
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (п. 2 ст. 110 НК РФ). По волевой элементу вины различают прямой умысел, состоящий в желании наступления вредных последствий своего деяния, либо косвенный умысел, заключающийся в сознательном допущении лицом наступления вредных последствий своего деяния.
|
|
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ). Указанный вид неосторожности называется небрежность. НК РФ не предусматривает такой разновидности неосторожной вины, как легкомыслие (самонадеянность).
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Налоговая ответственность ‑ обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.
Функции налоговой ответственности:
|
|
1) карательная (штрафная);
2) превентивно-воспитательная;
3) восстановительная.
Карательная функция является основной и заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим имущественного урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.
Превентивно-воспитательная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется данная функция посредством общей и частной превенции.
Общая превенция преследует цель предотвращения совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права.
Частная превенция направлена к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в предотвращении совершения им нового нарушения законодательства о налогах и сборах. Так за применением налоговой санкции следует состояние налоговой наказанности правонарушителя, так как в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции (п. 3 ст. 112 НК РФ).
Единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, согласно п. 2 ст. 112 НК РФ признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояние налоговой наказанности, осознает, что в случае совершения им повторного налогового правонарушения сумма штрафа будет увеличена в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).
Восстановительная функция. Восстановительный характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Налоговая ответственность помимо целей возмездия и предупреждения налоговых правонарушений преследует также цель восстановить имущественные интересы государства или муниципальных образований, компенсировать казне причиненные убытки.
Признаки налоговой ответственности:
- устанавливается НК РФ. Согласно ст. 2 НК РФ правовой базой налоговой ответственности служит законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- привлечение к налоговой ответственности не исключает возможности применения иных мер государственного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 108 НК РФ);
- санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер и выражаются в денежной форме, могут взыскиваться как в административном, так и в судебном порядке;
- реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях;
- цель налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.