Проблемы и практика применения НДС

НДС – самый проблемный налог России, но его весомость для бюджета страны делает необходимым исследование способов и порядка реформирования.

Во-первых, НДС – это универсальный налог, обладает широкой налоговой базой, его плательщиками являются все юридические лица, поэтому сборы носят устойчивый характер. Структурные сдвиги и внешние факторы имеют ограниченное влияние, только глобальные изменения экономического роста могут оказать воздействие на налогооблагаемую базу.

Во-вторых, НДС – это налог на потребление, т.к. капитальные товары подлежат зачету, соответственно он не оказывает воздействие на границу производственных возможностей непосредственно.

В-третьих, НДС одинаково облагает как внутренние, так и импортные товар, что устраняет скрытую дискриминацию импортных товаров, в отличии от таможенной пошлины.

Этим перечнем заканчивается положительная характеристика НДС, недостатков у данного налога значительно больше, поэтому актуальным является вопрос о целесообразности дальнейшего применения данного налога в России.

1. Высокая стоимость администрирования НДС для частного и государственного секторов.

2. Низкая эффективность налога при его непрофессиональном использовании. Сложный характер НДС требует высокого социально-экономического уровня развития для успешного его использования.

3. Наличие неформального сектора в экономике нивелирует все достоинства НДС в сравнении с другими косвенными налогами.

4. Право на возмещение НДС, уплаченного экспортерами, порождает злоупотребления и неправомерное его использование.

5. НДС является дополнительным бременем и дестимулирующим фактором для развития секторов с высокой добавленной стоимостью, особенно сферы инноваций.

6. Фонд оплаты труда является объектом обложения НДС, что приводит к сокрытию доходов.

7. НДС косвенно способствует сохранению сырьевой ориентации экономики, т.к. они применяют 0%-ую ставку НДС при экспорте.

8. Уплачиваемая сумма налога зависит от ставок, применяемых контрагентом (0, 10, 18%), что оказывает прямое влияние на предпринимательский выбор направления деятельности, делает неконкурентоспособным выпуск товаров облагаемых максимальной ставкой.

9. Существует большая зависимость от качества счетов-фактур поставщика, оформленная с нарушениями НК РФ (подписанная неуполномоченным лицом, с неуказанным КПП, неправильно указанными реквизитами, отсутствие приходного ордера (форма М-4), накладной (форма ТОРГ-12), требование-накладная и т.п.) является недействительной, поэтому НДС по ним не подлежит вычету и (или) возмещению.

10. Налогоплательщик должен относить на чистую прибыль НДС, указанный в чеках или товарных накладных, при отсутствии счетов-фактур, которые в ряде случаев продавец не дает (чаще всего это малый бизнес, который применяет УСН).

11. Необходимость уплаты НДС за реализованную продукцию, за которую ещё деньги не получены (с 01.01.2006 г.), существенно снижает возможности предприятия отпускать продукцию в кредит.

12. Имеют место злоупотребления из-за возможности возмещения из бюджета НДС за полученные и неоплаченные материалы (с 01.01.2006 г.).

13. Заявительный характер при экспорте для возмещения НДС в дальнейшем при наличии ошибок в документах может привести к отказу в возмещении налога, но теперь уже со штрафами и пенями.

Варианты решения проблемы сводятся к следующему:

во-первых, ввести альтернативный НДС налог с продаж;

во-вторых, пойти по пути унификации и снижения ставки НДС.

Вопрос о ставках остается проблематичным, существующая практика (изменение с 1.01. 2006 г.) порядка возмещения НДС при экспортных операциях породила злоупотребления со стороны недобросовестных налогоплательщиков.

Проведенные оценки потерь бюджета при различных вариантах перехода к единой пониженной ставке НДС показали, что при ставке 10% потери ВВП выше, чем при ставке в 12%, минимизация потерь происходит при условии, что только для российской продукции действует ставка в 10% (см. с. 172 «Налоговая политика»)

Дифференциация ставок в условиях кризиса позволяет стимулировать выпуск инновационной продукции, товаров широкого потребления, для продукции машиностроения и т.д.

Снижение коррупционной емкости НДС в сфере возмещения экспортного НДС. Целесообразность использовать стратегию Китая «охлаждение» роста экспорта и увеличения оборота внутреннего в зависимости от вида продукции. Это может коснуться в первую очередь экспорта нефти, газа и металлов. С 2006 года достаточно счета-фактуры для возмещения. Необходимо упростить администрирование экспортного НДС, сделать уплату налога прозрачнее, уйти от встречного потока из бюджета, оставить финансовый поток от налогоплательщика.

Изменить методологию расчета НДС – отказаться от применения так называемой зачетной схемы и перейти к исчислению налога по прямым счетам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: