Художники Фландрии

Ян ван Эйк (1385 или 1390, Маасейк—1441 Брюгге) — нидерландский живописец

раннего Возрождения, мастер портрета, автор более ста композиций на

религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи

масляными красками. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван

Эйка (1370—1426).!

Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь

усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание,

масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в

Германию и во Францию, оттуда — в Италию!

Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, начатый,

возможно, его братом Хубертом. Ян ван Эйк работал над ним по заказу богатого

гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Это

грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258

человеческих фигур находится в Соборое Святого Бавона в Генте.!

Среди шедевров Яна ван Эйка — «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет

купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с

женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини».!

Братья Лимбург — Поль, Эрман и Жеаннекен (предположительно между 1385 и

1416) — живописцы-миниатюристы начала XV века, родом из Северных

Нидерландов, прославившиеся благодаря созданию «Великолепного часослова

герцога Беррийского».!

В их миниатюрах проявилась изысканность французской позднеготической

живописи; вместе с тем Лимбурги глубоко изучали достижения итальянского

искусства XIII—XIV веков в передаче объёма и пространства, стремились к

поэтичному и правдивому изображению природы и повседневного быта.

Миниатюры календаря «Богатейшего часослова» с их богатством реалистических

наблюдений предвосхитили пути развития искусства Северного Возрождения.

Вместо орнаментального фона, характерного для готической живописи появилось

небо, воздушное пространство, свет солнца, изменяющиеся в зависимости от

времени суток и от времени года. Реальные постройки воспроизведены с большой

точностью.!

0 •0 «Малый часослов герцога Беррийского». Закончен в 1390 году.!

0 •0 «Прекраснейший часослов Богоматери» начат в 1382 году. Часть

миниатюр одно время приписывалась братьям ван Эйк[4]. Возможно, что

Лимбурги выполнили в нём три миниатюры. Этот часослов не следует путать

с «Прекраснейшим (Изящным) часословом герцога Беррийского», иначе

«Брюссельским часословом» К последнему Лимбурги не имеют никакого

отношения.!

0 •0 «Прекрасный часослов герцога Беррийского»— (ок. 1409 года)0

•0 «Великолепный (Роскошный) часослов герцога Беррийского»!!

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)0

В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный

своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще

образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного

творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного

темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель

театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат,

владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и

славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.!

Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то

запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического

воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала

составляют основу его творчества.!

Рубенс писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 веке. Особое

внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов.

Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой

чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех

пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии

повседневного.Рубенс был большим мастером картин на мифологические и

аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему

повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным

мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы.Со второго

десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса.

Движение пластических масс, патетика жестов подчеркиваются экспрессией

развевающихся тканей, бурной жизнью природы. Сложные композиции строятся

асимметрично по диагонали, эллипсу, спирали, на противопоставлении темных и

светлых тонов, контрастах цветовых пятен, с помощью множества

переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и

пронизывающих группы. Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-

е годы. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом

композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной

многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность

моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны

в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются

основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому. Нежные голубоватые

тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и

вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу

одних тонов и мягкость других. Цвет отдельных предметов передается плотным

слоем корпусных красок. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь

активные цвета. Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой

лессировки, усиливающие глубину тона, свежесть и легкость живописи,

смягчающей контуры, светлые места выделяются густыми бликами. Создается

впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной

средой.В 1620-е годы Рубенс много работал как портретист. В композициях

портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот

фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест,

эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми

занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы.С 1630-х годов начался

поздний период художественной деятельности Рубенса.Рубенс писал картины

небольшого формата.Художник сосредоточил внимание на их живописном

совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным.Одна из

центральных тем этого периода — сельская природа, то исполненная эпического

величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью.

В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ,

вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава,

клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по

диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию

созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом. Художник

строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы:

«Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635, Флоренция, галерея Питти).

Работы: Герцог Лерма,«Четыре философа», 1611—12.,«Похищение дочерей

Левкиппа», 1618,Успение Пресвятой Девы Марии,«Коронация Марии Медичи»,

1625,«Сад любви», 1632,«Самсон и Далила», 1609 и тд!

Питер Брейгель Старший (1525 — 9 сентября 1569, Брюссель)0

Известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и

график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников.

Мастер пейзажа и жанровых сцен.!

Нидерландский живописец Питер Брейгель в своем творчестве показал единство

человека и плодоносящей природы, находящихся в бесконечном движении и и

обновлении; показал современную жизнь, напряженность предреволюционной

поры, национальный характер народа, в первую очередь крестьянства, его типы,

нравы, жизненный уклад, неистощимую энергию, его праздничное мироощущение.

Художника привлекали не частные проявления повседневной жизни, которыми

ограничивались его современники. Показывая кипучую жизнь фламандских

городов и деревень, он остро видел социальные противоречия, контрасты своего

времени, философски осмыслил их. Красота жизни для него — в неустанной

трудовой деятельности народа. Под оболочкой разных тем в картинах Брейгеля

выступала одна главная — многообразная в своих проявлениях деревенская

жизнь. Сильное своей самобытностью, вобравшее самое ценное из передовых

устремлений века искусство Брейгеля поражает мощью и выразительностью

образов, глубокой связью с эпохой, пониманием ее основных проблем.Брейгель —

яркий, своеобразный живописец. Сюжеты реальной жизни сатирического

содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. Резко

обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета,

подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим,

зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело

используя колористические контрасты. Ощущения глубины он достигает с

помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дальнем плане, богатых теплыми

и мягкими переходами. Полные света и воздуха, его пейзажи обычно

контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных

главным образом остро схваченной позой, поворотом фигуры, социально типичной

одеждой. Работы:Охотники на снегу (1565). Музей истории искусств, Вена, Триумф

смерти (1562) Музей Прадо, Мадрид, Мизантроп (1568). Музей Каподимонте,

Неаполь,Поклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея,

Лондон,Падение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств,

Брюссель,Вавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, Вена, и тд.

Билет 12 Художники Голландии/!

Иероним Босх ( 1450-1516)Ранняя нидерландская живопись, Северное Возрождение!!

Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших

фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество

движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие

единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но

даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые

мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных

исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию

Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков.[5] Картины — это триптихи, фрагменты

триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений Босха подписаны.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Работы: «Распятие с

донатором» 1480—1485. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель,Св. Иоанн

Креститель в пустыне.» 1504—1505. Собрание Хосе Ласаро Гальдиано. Мадрид,Искушение

святого Антония,Сад земных наслаждений!

Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853 — 29 июля 1890)Постимпрессионизм!

Ван Гог специально не учился мастерству изобразительного искусства. Он был самоучкой.

Однако все-таки он пользовался советами известного на тот момент А.Мауве. Больше

всего на его дальнейшее творчество повлияло знакомство с шедеврами таких великих

художников как Рембрандт, Делакур, Милле и Домье. Начиная с 1880 года, Ван Гог

начинает писать картины, вкладывая в них собственное понятие о целях изобразительного

искусства.!

Он стремился отображать на картинах больше света и воздуха.Ван Гог не стремился

повторить своих учителей в лице великих художников. Он не хотел даже думать о

правилах нанесения мазков в процессе создания шедевра изобразительного искусства.

Каждый раз его внутреннее отношение к окружающему миру своеобразно выплескивалось

наружу. В зависимости от восприятия того или иного объекта Ван Гог мог использовать

различные технические приемы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что

определенной техники у него не было. Каждая новая картина была своеобразным криком

его души. Ван Гог стремился передать динамическое движение каждого объекта на своих

картинах. Для него предметы не являлись таковыми. Это были отдельные явления,

которые Ван Гог стремился более живо изобразить на холсте. Если это был заход солнца,

то при этом добавлялись некоторые штрихи. Например, стрелы солнечных лучей, которые

разбегались по всему полотну, были дополнением к восприятию Ван Гогом явления под

названием заход самого яркого светила во Вселенной.!

Не только пейзажи и натюрморты любил писать Винсент Ван Гог. Портреты получались у

него в оригинальной манере. Особенность заключалась в том, что Ван Гог использовал

самые яркие краски для отображения внутренних качеств человека, которые зачастую

можно выявить при профессиональном написании портрета.!

!

При этом Ван Гог стремился скрасить действительность. Если за плечами человека был

убогий интерьер, то он просто делал фон ярко синим. Именно таким образом великий

художник видел прекрасное практически во всем. Кроме того, используя краски ярких

тонов, Ван Гог мог с легкостью создать максимальную схожесть человека с его портретом.!

Вообще каждый цвет имел для Ван Гога свой характер и смысловую наполненность.

Если черный – это цвет скорби, то красный – это радость и счастье, желтый –

христианская любовь. Наделяя различные тона разными смыслами, Ван Гог смог

достигнуть в своем творчестве портретиста небывалых высот. Ведь импрессионистам

очень тяжело создавать такие картины, которые бы с легкостью завораживали людей в

будущем. Ван Гог очень часто отдавал предпочтение именно желтой краске. Весь спектр

его оттенков можно было найти в его картинах. И уже в поздних работах этот цвет был

основным, который использовался Ван Гогом для передачи на холсте всех впечатлений от

увиденного.!

!

!

Пит Мондриан Импрессионизм,абстракционизм(7 марта 1872, Амерсфорт,

Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который

одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.!

Оказавшись под влиянием мистических философий, он верил, что существуют парные

типы человеческой натуры — активный и пассивный, мужской и женский и т. д.!

Для выражения этих противоположностей он использовал в своем творчестве

горизонтальные и вертикальные линии. Кроме того, он пользовался только основными

цветами, поскольку считал, что это тоже символизирует основы жизни.!

При помощи тщательно подобранных комбинаций горизонтальных и вертикальных линий

он надеялся изобразить фундаментальные законы, управляющие нашей Вселенной, и в

особенности — идею "универсальной гармонии", визуализацию которой он считал крайне

важной для дальнейшего будущего человечества.!

Мондриан считал, что именно таким образом можно достичь "истинного видения

реальности" и вскрыть глубинную сущность (true fundamentals) каждого предмета и

явления. Последнее, по его мнению, является невозможным при изображении предметов в

их "натуральном виде". Отсюда он выводил необходимость так называемого

"беспредметного искусства". Желая достичь "максимальной объективности" при

изображении каждого предмета и явления, Мондриан подходил к живописи, скорее, как к

науке, чем к искусству.!__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: