Примечания

Глава двадцать девятая ВИФЛЕЕМ 1. См.: св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем. 8, 110; Талмуд, Иома, 70. 2. О трех общеимперских переписях говорит сам Август в известной"Анкирской надписи" (S. 8; ХДР, с. 528). Тацит отмечает, что при Августебыли собраны сведения "о государственной казне, о количестве граждан исоюзников на военной службе, о числе кораблей, о царствах, провинциях,налогах прямых и косвенных" (Тацит. Анналы, I, II; ср. Светоний. Август,101). 3. И. Флавий. Арх. XVII, 2, 4. Ирод мог сделать перепись по настояниюАвгуста или просто в угоду ему. 4. Палестина занимает меньше 26 тыс. кв. км, и число ее жителейколебалось от 2 млн. до 700 тыс. чел., включая женщин и детей, которыепереписи не подлежали.См.: The Jewish People in the First Century.Amsterdam, 1974, v. I, p. 109; G.E. Wright. Biblical Archaeology, р. 239. 5. См.: Г. Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 532. 6. F.G. Kenyon and H.J. Bell. Greek Papiri in the British Museum.London, 1907, VIII, р. 125. То, что римляне поступали подобным образом и вдругих случаях, признает даже такой придирчивый критик, как Штраус. См.: Д.Штраус. Жизнь Иисуса. Пер. с нем. Т. I. М., 1909, с.19. 7. О Квиринии сообщает ряд авторов (см., напр., Светоний. Тиберий,49,1). Квириний был консулом в 12 г. до н.э., а в 10-7 гг. до н. э. -правителем Малой Азии. Сирией Квириний управлял в 6-9 гг. н. э. и тогда, посвидетельству Флавия, провел в Палестине перепись (Арх. XVIII, 1, 1, ср.Деян 5, 37). Полагают, что в 7-6 гг. до н. э. он также управлял Сирией (см.:Н.Машкин. Принципат Августа, с. 545) и, следовательно, мог каким-то образомконтролировать ценз, проводимый Иродом. По данным Тертуллиана, хорошознакомого с римскими архивами, легатом Сирии при первой переписи был С.Сатурнин. (Тертуллиан. Против Маркиона, IV, 19). Поэтому некоторые ученыепредлагают читать текст Лк 2, 2 так: "Эта перепись была прежде правленияКвириния в Сирии". См.: прот. П. Алфеев. Перепись Квириния. Рязань, 1915, с.26 сл., G. E. Wright. Biblical Archaeology. London, 1957, p. 236; E.Schurer. The History of Jewish People, I, р. 399-427. 8. Лк 2, 4. Греч. оборот "Восходя" весьма характерен для еврейскогоязыка и свидетельствует о семитическом подтексте евангельского рассказа. 9. Евангелие Иакова, XVII, 2 (по одной из его версий). 10. См.: К. Гейки. Жизнь и учение Христа, в. 1, с. 287. Пер. с англ.Слово "каталума" (греч.) в Новом Завете обычно означает не гостиницу, агорницу, комнату для гостей. См.: Мк 14, 14, Лк 22, 11 11. Лк 2, 6-7. "Первенцем" в Израиле (и в других странах) называлипервого мальчика в семье, даже если он и оставался единственным. 12. То, что Рождество совершилось в пещере, известно из древнегопредания (см.: св. Иустин. Диалог, 70, 8). Оно подтверждается упоминанием вЕвангелии яслей. Они могли быть только в хлеву, который на Востоке частопомещался в пещере. 13. Лк 2, 10. "Я возвещаю тебе великую радость"-традиционные слова,которыми на Востоке сообщают отцу о рождении сына. 14. См.: W. Кеller. The Bible as History. London, 1963, p.338. 15. Лк 2, 29-32. Возможно, гимн праведного Симеона был измененнымвариантом одного из псалмов "чающих". Одна из главных особенностей гимна-универсализм в духе Второисайи. Ср. Ис 49, 6. 16. Это признают даже те авторы, которые ставят под сомнениеисторичность рассказа о волхвах См.: А. Ревиль. Иисус Назарянин, т. I.СПб.,1909, с. 295, А. Раиl. L'Evangile de l'Enfance selon st. Matthieu.Paris, 1968, р. 123-124. В сказании есть сходство с некоторыми местами изВетхого Завета и поздними "мидрашами", но, как отмечает К. Леон-Дюфур, нет идоказательств, что событие, рассказанное Матфеем, не могло произойти (X.Leоп-Dufour. Тhе Gospels аnd the Jesus of History. 1970, р. 217). О раннихустных источниках евангелий см.: иером. Лев (Жилле). В поискахпервоначального евангельского предания. "Путь", Париж, 1932, Э 36, с.81 сл. 17. См.: И. Флавий. Арх. XVII, 1,1-2; Иуд. война, II, 18, 2, III, 2, 1.О связи Месопотамии (входившей тогда в Парфянское царство) с Иудеей см.: J.Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus, р. 66. 18. Evangelium infantiae Salvatoris arabicum, ХП-ХШ, ed. Tischendorf,1853; FNT, р. 80-82. Этот апокриф в настоящем своем виде написан не ранее VIв., но автор его пользовался более древними источниками. Значение, котороемаги придавали светилам, отмечено еще у Геродота (VII, 37). В одной древнейрукописи Евангелия Иакова (гл. XXI) сказано, что маги пришли из Ирана. Обиранском спасителе-Саошианте говорится в Авесте (Вендидад, XIX, 18, 19). 19. Таков, видимо, более точный перевод слов Евангелия. Ряд библеистовсчитает рассказ о магах легендой, иллюстрирующей речение Валаама о "звездеИакова" (Числ 24, 17). Действительно, это пророчество, как показаликумранские находки и таргумы, толковали в ту эпоху в мессианском смысле(см.: "Война сынов света", XI, 6; СД, VII, 18-21, а также: А. Раиl.L'Evangile de l'Enfance selon st. Matthieu, р. 108). Но примечательно, чтоевангелист Матфей, который всюду, где есть малейший повод, ссылается наисполнение пророчеств, в рассказе о волхвах не цитирует никакоговетхозаветного текста. Это трудно объяснимо, если считать, что эпизод введентолько для того, чтобы показать исполнение пророчеств. 20. Рhilо. Quod omnis probus liber sit, 74. О гипотезе И. Кеплера см.:А. Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии. Пер. с нем. Т. I. М., 1900, с. 268сл.; свящ. М. Фивейский. Евангелие от Матфея. ТБ, т. VIII, с. 43, J.Winandу. Autour de la naissance de Jesus. Paris, 1970, р. 81-82. 21. О находке астрологических архивов в Вавилонии (Сиппаре) тоговремени см.: W. Кеller. Тhe Bible as History, р. 334. Гипотезу о вспышке"новой" звезды подтверждает предание, бытовавшее в Сирии в конце I в. Оноописывает ее как "сияющую ярче всех звезд" (св. Игнатий. К ефесянам, XIX).Китайские астрономы в последние годы до н. э. зарегистрировали подобнуюзвезду (см.: иером. Алексий. Год Рождества Спасителя и Вифлеемская звезда.-СТ, 1914, Э 12, с. 586). По расчетам современных ученых, весной 5 г. до н.э. в течение 70 дней китайцы и корейцы наблюдали "Новую" звезду, котораябыла видна на восточной части неба, невысоко над горизонтом. См.: А.Гуртейн. Вифлеемская звезда - вымысел или вспышка Новой? - Природа, 1978, Э12, с. 121. 22. Сивилла, III, 42 сл., Светоний. Веспасиан, 4, Тацит. История, V,13; И. Флавий. Иуд. война, VI, 5, 4. 23. И Флавий. Арх. XVII, 2, 4. Примечательно, что Багой был евнухом и,следовательно, в предсказанном событии должны были видеть чудо. Флавий неговорит, на каком основании было сделано пророчество. Отметим лишь, что в туэпоху многие иудеи занимались астрологией. Астрологический материал есть вКниге Еноха. Гороскопы составлялись и ессеями. См.: J. Danielou. LesEvangiles de l'Enfance. Paris, 1967, р. 85, К. Старкова. Шифрованныеастрологические документы из окрестностей Хирбет-Кумрана. ПСб., 1978, Э 26(89), с. 124-132. 24. Евангелист называет Вифлеем "иудейским", чтобы отличить его отгорода в Галилее, носившего то же название (Ис Нав 19,15). Именно наиудейский Вифлеем как на место рождения Мессии указывали таргумы тоговремени (см.: К. Гейки. Ук. соч., с. 92). Возражая гиперкритикам, еп.Кассиан остроумно замечает, что "если было предсказано, что Христос родитсяв Вифлееме это не значит, что Он не мог там родиться". 25. Светоний. Август, 94. 26. И. Флавий. Иуд. война, II, 33, 7. Глава тридцатая ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ 4 г. до н. э.-12 г. н. э. Иисус одинок в этом мире. Б. Паскаль Итак, родной город Марии стал "отечеством" и Ее Сына, Который, пословам евангелиста, "был там воспитан". Современники обычно называли Иисуса"Ха-Ноцри", Назарянином, а позднее это наименование перешло и напоследователей Христа (1). Надо признать, что Иосиф ошибся, думая найти в Галилее тихое убежище.Сепфорис, который Вар разрушил и сжег дотла, находился неподалеку отНазарета. После поражения повстанцы лишь выжидали, когда снова можно будетвзяться за оружие. Времена Маккавея, заключавшего договоры с консулами ивосхищавшегося римскими порядками, были забыты. И Рим теперь стал не тот, ив Иудее настроения резко переменились. В империи видели теперь главноговрага, апокалиптического Зверя, воплощение сатаны. Кощунства и расправы,учиненные в Иерусалиме, только усилили жгучую ненависть к Риму. Архелай, царствовавший десять лет, не оправдал надежд Августа и былсослан в Галлию. С 6 года н.э. Иудея вошла в состав Сирийской провинции*.Отныне там стал править римский прокуратор, резиденция которого находилась уморя в Кесарии. ----------------------------------------------------------------------- * Области Ирода Антипы и Филиппа сохранили полузависимый статус Первый же прокуратор Копоний по распоряжению легата Квириния началперепись, чтобы установить размер дани, налагаемой на иудеев. Это,естественно, вызвало бурю. На габаев, мытарей, собиравших имперский налог,смотрели как на предателей родины. В Галилее вновь появился Иуда Гавлонит со своими приверженцами,считавшими, что пришло время решительных действий. По их мнению, Израиль недолжен вообще признавать никакой земной власти и только Бог можетцарствовать над ним. Сторонников Иуды называли канаитами, по-гречески зелотами, то есть"ревнителями" (2). Этой партии нельзя было отказать в идеализме и смелости;многие канаиты предпочли смерть подчинению врагам. Но именно "ревнители",толкнув евреев на роковую войну с Римом, стали позднее невольной причинойгибели своей страны. На что же рассчитывали зелоты? Верили ли они в политический и военныйуспех своей затеи? Скорее всего, их поддерживала страстная надежда набожественное вмешательство. Иуда собрал отряды, вербуя крестьян, вооружалдобровольцев, но при этом думал, что в критический момент вместе с нимибудут сражаться небесные силы. "Народ,-пишет Флавий,-с восторгом внимал речам зелотов". Гавлонитаоткрыто поддержала группа фарисеев во главе с раввином Цадоком. К"ревнителям" примкнули и некоторые ессеи, думавшие, что приблизилась наконец"война сынов света с сынами тьмы". "Вознесение Моисея"-апокалипсис, написанный в то время,-изображаеткартину Божиего возмездия Риму как эсхатологическую катастрофу: Тогда задрожит земля, сотрясется до своих концов, и горы высокие понизятся и поколеблются, и долины провалятся. Не даст больше света солнце, превратится в тьму, рога луны сломаются, вся она превратится в кровь, и черед звезд в беспорядке закружится. Отхлынет море, обнажится бездна, иссякнут источники вод, и реки остановятся. Ибо восстанет вышний Бог, единый и вечный, воочию выступит покарать язычников, уничтожить все кумиры их. Тогда блажен ты будешь, о Израиль, хребет и. крыло орла ты ногою попрешь, и дни орла исполнятся! (3) Распевая такие гимны, шли в бой зелоты. Восстание началось с Иерусалимаи быстро перекинулось на другие районы. Но в распоряжении римлян была хорошообученная полумиллионная армия, и она умела расправляться с непокорныминародами. Движение Иуды захлебнулось, и сам он пал в сражении. Однако вживых остались его сыновья, верные зелотскому духу, и подспудно влияние"ревнителей" продолжало расти. Двенадцатилетний Иисус мог видеть ополченцев Гавлонита, проходившихчерез Назарет, слышал Он и о кровопролитиях в Иерусалиме. Впрочем, в поселкевряд ли сочувствовали восстанию; жители Назарета в большинстве своем былитрезвыми земледельцами, плохо верившими в чудеса. Учение зелотов носило явномессианский характер, недаром раввин Гамалиил сравнивал его с христианством(4). Слова Иисуса о "разбойниках", которые губят стадо, показывают, что,вероятно, и Он не одобрял "ревнителей". Пусть они были отважны, но иримлянам, и соседним арабам, и парфянам нельзя было отказать в смелости.Иные пути к освобождению подлинному укажет Иисус. Слышал ли кто-нибудь в те дни от галилейского Отрока слова, в которыхуже предчувствовалось бы Его Евангелие? Мы ничего об этом не знаем. С тогодня, как его семья вернулась в Назарет, Иисус надолго исчезает из полянашего зрения. Молчание евангелистов, подобно холмам, обступившим город,скрывает Его от нас. Можно только строить предположения о том, как протекалажизнь в доме Иосифа. Вероятнее всего, она была бедна внешними событиями и состороны казалась тусклой и заурядной. Усилия апокрифов заполнить этот пробел не привели ни к чему. Авторы ихлюбят описывать чудеса, которые якобы творил в юности Сын Марии, поражаяблизких. Но хорошо известно, что, пока Иисус не стал Учителем, односельчанене замечали в Нем ничего сверхъестественного. Он вырос у них на глазах, иЕго проповедь и исцеления явились для них полной неожиданностью. И вообще, апокрифические "чудеса детства" столь вульгарны, столь чуждыдуху Христову, что за ними нельзя признать даже символической внутреннейдостоверности, а не то что исторической. Чаще всего эти чудеса продиктованыгневом и мстительностью или желанием доказать Свою силу (5). Как выигрываетрядом с этими примитивными сказками благородная простота слов Луки: "Иисуспреуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и людей". Иосиф обучал Его своему ремеслу. В Иудее плотник не только изготовлялпредметы обихода, но часто бывал и каменщиком. Само евангельское слово(греч. "тектон") переводят иногда как "строитель" (6). Быть может, намек наработу, привычную рукам Иисуса, звучит в притче о двух зданиях, возведенныхна разных фундаментах, и в словах о "камне", на котором Сын Человеческийутвердит Свое Царство. Сохранилось предание, что в детстве Иисус сторожил овец около Назарета(7). И в самом деле, если вслушаться в притчу о добром Пастыре, легкоуловить в ней нечто личное: так свойственно говорить лишь тем, кто заботилсяо животных и был привязан к ним: "Овцы голос его слышат, и своих овец он зовет по имени и выводит их. Икогда он всех их выгонит,-впереди их идет, и овцы за ним следуют, потому чтознаю голос его... Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец" (Ин 10,3 сл.) В речах Христовых есть немало и других картин, связанных с повседневнойжизнью пастухов. Евангельские аллегории свидетельствуют о любви Иисуса к природе. Онуказывает на малые чудеса творения, делая их символами Своих притч. Подобнохудожнику, который видит красоту там, где другие усматривают лишь обыденное,Христос открывает глубокий смысл в неприметных явлениях жизни. Он находит,чго галилейские цветы прекраснее царских одеяний, говорит о птицах,виноградных лозах, смоковницах. Зерно, дающее начало растению,- излюбленныйобраз Его иносказаний. Из притч видно и отношение Христа к простым людям, их делам, маленькимрадостям и печалям. Никаких фантастических видений, мифов и вымыслов - всевзято прямо из окружающего быта: батраки, ищущие работу, виноделы, сеятели,жнецы и рыбаки, женщина, пекущая хлеб или отыскивающая потерянную монетку.Однако обо всех этих земных вещах сказано вовсе не ради сентиментальногоумиления, а для гого чтобы научить слушателей в повседневном видеть Небо, вобыкновенном - знаки Промысла Божия. И сама Его жизнь в Назарете, на первыйвзгляд столь прозаическая, имела другую сторону, о которой тогда мало ктознал. Ученики позднее замечали, что Иисус любил уходить в горы для молитвы,поднимаясь порой до рассвета, когда все еще спали (8). Он был постоянно окружен людьми, но время от времени искал "пустынныхмерт", искал тишины и безмолвия. Быть может, и раньше в Назарете Иисус тожеудалялся на вершины холмов и оставался там подолгу наедине со Своим небеснымОтцом. Внизу дремал городок, к горизонту уходила широкая долина, а за нейзастывшие волны гор; здесь же были только небо и прохладный, напоенныйзапахом трав ветер Галилеи... Во всей полноте мы никогда не постигнем того, что значили для Него этичасы. И все же их не отделяет от нас непроницаемая завеса. Когда Христосговорит: Я и Отец - одно, Он как бы вводит нас в святая святых, приобщает ктаинству богосыновства. Ведь для этого Он и пришел в мир. Личность Иисуса ломает все обычные мерки. В ней парадоксально слитынеисповедимое и близкое, загадочное и открытое, божественное и земное. Всеевангелисты говорят о Духе, который действовал в Нем, но никогда мы не видиму Христа признаков исступления, транса, экзальтации. Мужество, ясность, светприсущи Ему. Он прост и естественен, даже когда возвещает о самом высоком."Никто не говорил так, как этот человек",- будут поражаться потом стражиИерусалимского Храма. И действительно, Иисус говорил о вещах, которые ошеломляли Егослушателей. "Я-путь, и истина, и жизнь,-произнося эти слова, Назарянинпереставал быть "одним из людей", пусть даже-величайшим. Все духовныевожди-будь то Моисей или Иеремия, Сократ или Заратустра-сознавали своючеловеческую немощь и греховность, видели расстояние, которое отделяет их отверховного бытия. Для Христа же этой дистанции не существует: "Я в Отце, и Отец во Мне". И сказано это не о безликой Стихиипантеистов, а о самом средоточии Божественного и о том, что может бытьназвано личностной гранью Сущššо, которая открывается в лице ИисусаГалилеянина. "Трудно постичь Отца всяческих",- сетовал Платон, могучий ум, проникшийв незримое царство. Для пророков Израиля Бог-Отец был неприступной и грознойсвятыней. Только Иешуа Ха-Ноцри говорит так, как никто из мудрецов никогдане осмелился сказать: "Видевший Меня - видел Отца". Будда Гаутама, философ, пытавшийся спасти Вселенную от самой себя,верил в свою победу над преходящим, но он не верил ни в жизнь, ни в ееТворца. Познав в Божестве лишь Безмерное, он не мог "знать Отца". Гаутамагордился тем, что порвал мирские узы; Иисус же, никогда не презиравшийжизнь, полный любви и смирения, открывает нам нечто неизмеримо большее, чеминдийский аскет. Он знает, что и прежде Него люди Обретали Бога через природное ичеловеческое, и все же Он утверждает: "Никто не может прийти к Отцу толькокак через Меня". Почему? Смысл этого свидетельства в том, что перед нами ужене просто "религиозный опыт" или прозрение духовидца, но Богочеловек, Своейвластью соединяющий несоединимое. Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я дам вам покой, Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, И найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко. Мф 11, 27-30 Разум может подойти к идее предельной Реальности, мистическоесозерцание - отразить в себе свет Невыразимого, но только единородный Сынвыносит из сердца сокровище богосыновства и учит людей молиться "Авва,Отче...". Вот почему в Евангелии самое главное - не новый закон, доктрина илинравственный кодекс, а именно Иисус, Человек, в Котором воплотилась "всяполнота Божества". Тайна, пребывающая выше всякого имени, обретает в Немчеловеческое имя, лик и человеческий голос... Был ли определенный момент, когда Иисус впервые осознал Своюсверхчеловеческую природу? Об этом мы не только не знаем, но и не можем дажесудить. Эта область Его жизни находится по ту сторону наших представлений, имы должны ограничиваться тем, что Он Сам открыл нам. Будем лишь помнить, чтослова св. Иустина о Спасителе, Который "рос, как растут все люди, отдаваядолжное каждому возрасту", вполне подтверждаются Евангелием (9). Первое указание на то, что тайна богосыновства уже присутствовала всознании Иисуса, мы находим в рассказе о посещении Им Храма. Ему только двенадцать лет, но Он, дотоле живший "в повиновении"родителям, внезапно обнаруживает Свою принадлежность к сверхчеловеческомубытию. "Вот отец Твой и Я ищем Тебя",- говорит в волнении Мария, а в ответслышит слова, звучащие как будто издалека, слова об истинном Его Отце, вдоме Которого надлежит быть Сыну... Впрочем, этот эпизод единственный. Нет указаний на то, что вназаретские годы Иисус обнаруживал перед другими Свой внутренний мир. Каким же Он был, когда скрывал Свой свет в Назарете? Бесспорно, таким,каким Его видели ученики: стремительным и тихим, мягким и суровым, строгим иснисходительным, живущим одновременно с людьми и с Богом. Эта органичнаяполнота характера убеждает, что и "возрастание" Его протекало в полнойдушевной гармонии, без тех конфликтов, которые с детства отравляютизвращенную грехом человеческую природу. Он, конечно, страдал ребенком июношей, страдал взрослым человеком, но страдал только потому, чтосталкивался с проявлениями зла вокруг Него. Чем чище душа, тем остреепереживает она темные стороны жизни. Богочеловек же должен был мучительноощущать всю боль тварного мира. Есть не записанные в евангелиях словаХристовы, которые указывают на крест, принятый Им задолго до Голгофы: "Снемощными Я изнемогал, с алчущими алкал, с жаждущими жаждал" (10). И была еще в земной жизни Сына Человеческого трагедия, глубину котороймы едва ли можем вообразить. Вспомним загадочные для многих слова Паскаля:"Иисус одинок в этом мире". Но разве св. Лука не говорит, что Иисус рос, окруженный любовью? Когдав Иерусалиме родители поняли, что их Иешуа потерялся, они, придя в отчаяние,"с болью искали Его". Наверно, Его и не могли не любить. Дальнейшие событияпоказали силу притягательности Иисуса: по одному Его слову многие бросаливсе и шли за Ним. Да, Его любили, но это не значит, что понимали. Даже среди апостолов, среди людей близких и преданных Ему, Иисус частовстречал непонимание. Насколько же сильнее должен был чувствовать Он Своечеловеческое одиночество в Назарете. Округ издавна имел дурную славу. В Галилее жило много язычников; самоее название - Галил-ха-гоим - означало "область иноверцев". Их влияние немогло не сказываться. Галилеян считали людьми в религиозном отношениитемными и даже индифферентными. Поэтому среди южан и сложились поговорки:"Может ли быть что доброе из Назарета?" и "Пророк из Галилеи прийти неможет". Евангелист Марк замечает, что Сам Иисус "дивился" невериюсоотечественников. Показательно, что, за исключением двух женщин, мы неслышим ни о ком из назарян, кто стал бы последователем Христа. Его дух былчужд этим людям, безнадежно замкнувшимся в своем крохотном мирке, где повечерам женщины судачили, стирая белье, а мужчины вели одни и те жеразговоры о погоде и урожае. Иисус никогда не проявлял среди них Своегопревосходства и должен был постоянно таить от окружающих мысли и чувства.Одиночество Его, вероятно, увеличивалось по мере того, как Он становилсястарше. Далеки от Иисуса были и сыновья Иосифа, и двоюродные братья. Когда Онпокинул Назарет и вышел на проповедь, они были искренне встревожены, решив,что Он обезумел, "вышел из себя". Сказано прямо, что братья "не верили вНего". Лишь много позднее они присоединились к христианам и "сродникиГоспода по плоти" стали гордиться своей близостью к Иисусу. С печальюпризнавал Христос справедливость изречений: "Враги человеку домашние его" и"Пророк не бывает без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем"(11). А Мать? Разве не "хранила Она в сердце" слова обетования? Несомненно.Она чувствовала, как одинок Иисус, и Ей тяжело было видетьснисходительно-ироническое отношение к Нему братьев. Но все же и для Неесамой Иешуа оставался прежде всего сыном; Она не знала, когда и какисполнится пророчество о Нем и доживет ли Сама до этого дня. Нужна была всяЕе величайшая вера, для того чтобы смотреть на мальчика-пастуха иподмастерье плотника как на Владыку Израилева, Царству Которого не будетконца... Почему Иисус жил в Назарете так долго? Не потому ли, что ждал возраста,когда по обычаям страны мог стать Учителем? Спрашивать о большем-значиттребовать у Него отчета. Желание во что бы то ни стало объяснить загадку тридцатилетнейбезвестности Христа привело в прошлом веке к появлению еще одного апокрифа.Мы имеем в виду так называемое "Тибетское евангелие", в котором говорится опутешествии Иисуса в Индию, где Он познакомился с мудростью брахманов. Само по себе такое предположение не содержит ничего невероятного. ПриАвгусте контакты между Средиземноморьем и Юго-Восточной Азией оживились;индийские послы стали посещать Рим. Современник Христа Аполлоний Тианский,неопифагореец и оккультист, добрался, как утверждают, до Индии через Парфию(12). Влияние индийских идей сказалось и в гностической теософии первыхвеков нашей эры. Однако все это еще не служит доказательством подлинности "Тибетскогоевангелия". Не говоря уже о темной истории его происхождения, каждая строкаэтого документа полна анахронизмов и ошибок, изобличающих подлог (13). Могутвозразить, что апокрифичность "Тибетского евангелия" не исключаетвозможности самого факта пребывания Иисуса в Индии. Но против этогосвидетельствует весь Новый Завет, в котором нет ни малейших следов индуизма. Евангелие - всемирное благовестие, живое во все времена и обращенное ккаждому народу, и все же при этом оно несет на себе печать места, гдепрозвучало впервые, печать Палестины римской эпохи. Это ее народ волновалите проблемы, которые постоянно возникают на страницах книг евангелистов.Только в Иудее велись такие горячие споры о Законе и воскресении мертвых,подати кесарю и участи Иерусалимского Храма, субботе и Мессии. Каждый, кто сравнивал оба Завета, может легко убедиться в ихнеразрывной связи. Язык Иисуса - это язык Торы и Пророков, насыщенный ихпонятиями и образами. Узы не порываются даже тогда, когда Христос оставляетВетхий Завет далеко позади. Нагорная проповедь и Молитва Господня выросли на почве Библии, а не Ведили Махабхараты. Мы не найдем в Евангелии ни пантеизма, ни идеиперевоплощения, ни веры в круговорот мира, столь характерных для индийскогомышления. Именно веру Израиля, а не мифологию и философию Индостана положилИИСУС в основу Своего провозвестия. Этому не противоречит удивленный возглас иерусалимлян: "Каким образом Он знает Писания, не пройдя учения?" (14) В устахстоличных иудеев это значило лишь, что Иисус не получил санкции какой-либоиз богословских школ. И действительно, Он не вошел в кумранский орден, непримкнул к саддукеям и зелотам и, хотя одобрял многое в фарисейскойдоктрине, не стал одним из "хаверов" их партии. Его резкие упреки в адрес"благочестивых" хорошо известны. "Школой" Иисуса с детства была толькоБиблия. Даже в таком небольшом поселке, как Назарет, имелась своя синагога, гдеподрастающее поколение знакомилось с начатками Слова Божия. "Закон,-говоритИосиф Флавий,-велит обучать детей грамоте и законоучению и рассказывать одеяниях предков, чтобы они могли подражать примеру последних" (15). Вместе сдругими подростками Иисус должен был изучать священные книги. Вероятно, этои подразумевал Лука, говоря, что Отрок "исполнялся премудрости". Знал Он иапокрифические писания, не вошедшие потом в официальный канон (16). Одним словом, если многое в языческом мире предвосхитило Евангелие ибыло созвучно ему, все же корнями своими оно уходит в традицию ВетхогоЗавета. Недаром главную заповедь веры Христос выразил словами Моисеевоймолитвы, которую каждый израильтянин произносил ежедневно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: