Курсовая работа первого семестра

Конкретная пьеса предлагается самим студентом и утверждается преподавателем или выбирается из списка, составленного руководителем семинара, в задачу которого входит сформировать круг драматических произведений таким образом, чтобы в течение первого полугодия семинарской группе представилась возможность исследовать как можно более широкий диапазон исторических типов действия: от античной трагедии до новейшей драматургии.

В первой части семестра разбираются пьесы, где действие осуществляется классическим способом и коллизия разрешается путем конфликтных столкновений. Исходная коллизия пьесы – нестабильная ситуация, провоцирующая персонажей на те или иные поступки – приводит к обнажению противонаправленных воль.

Определив тип конфликта и обосновав свою точку зрения, студент должен перейти к описанию его движущих сил. Здесь задачей студента является определение противоборствующих групп персонажей (или же – при внутреннем типе конфликта - одинаковых противоборствующих сил внутри разных персонажей), участвующих в формировании действия, определения их целей и свойств. Конкретизация конфликта – это определение и описание свойств, объединяющих противоборствующие группы.

Далее следует подробно исследовать композицию пьесы, помня о принципиальной трехчастности ее построения, трех важнейших этапах, посредством которых начинается, преломляется и исчерпывается действие, но которые не исключают других важных переломов в ходе его развития.

Описание исходной коллизии как совокупности противоречивых составляющих (внешних и внутренних) изначальной ситуации пьесы — факторов явных и тех, что пока скрыты, но будут выявлены дальнейшим ее ходом, анализ системы противоречивых отношений между персонажами вплотную подводит студента к определению места завершения завязки пьесы. Скачкообразность перемен, происходящих в пьесе, позволяет говорить о выделении ряда переломов как фиксации принципиальных промежуточных изменений драматургической ситуации при движении действия от завязки до кульминационной фазы. Разрешение конфликта в трагедии или драме обычно не происходит за счет полной победы какой-либо из конфликтующих сторон. И говоря о развязке, студент должен показать, как, вопреки стремлениям тех или иных героев или групп, осуществляются иные результаты и каковы же они.

Освоив в первой половине семестра конфликтный способ осуществления действия, студенческая группа приступает к изучению пьес (например, чеховских), где исходное противоречие не приводит к традиционным для драматургии Возрождения и Нового времени конфликтным столкновениям.Действие здесь осуществляетсяиным, неконфликтным способом, и единая коллизия — чреватая противоречиями, нестабильная драматургическая ситуация является здесь тем, что образует единство пьесы. Иными словами, в основе единства действия - общее противоречие, которое на разных этапах развития пьесы настигает практически всех персонажей. Назвать коллизию, обнаружить и доказательно представить в работе объединяющие принципы, которые «работают» по отношению ко всем героям — значит, обнаружить и сформулировать единство противоречий и далее при помощи этого инструмента проанализировать и описать развитие действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: